Найти в Дзене
НУАР-NOIR

Задорная нуар-красота: от жертвы до «чёрной вдовы»

Криминальные роли Джин Тирни

Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!

Пространство площадки Дзен-Яндекс пестрит материалами про американскую актрису Джин Тирни. Пересказывая на разные лады одни и те же сведения, авторы и с позволения сказать «авторы» категорически забывают, что эта очаровательная актриса не просто часто снималась в криминальных фильмах, а была одним из символов нуара как мрачного мета-жанра

Джин Тирни
Джин Тирни

«Не родись красивой» - учит нас отечественная мудрость. Для счастья оно, может быть, и не очень важно, однако для карьеры в Голливуде в своё время внешность была немаловажным фактором. А потому карьеру молодой Джин Тирни можно было сравнить со взлётом кометы. Не успела она появиться на Бродвее, где играла крошечную роль (фактически говорила: «Кушать подано»), как её заприметили продюсеры

Кадр из фильма "Жестокий Шанхай" (1941)
Кадр из фильма "Жестокий Шанхай" (1941)

В том, что безгранично очаровательная девушка стала одним из символов нуара, не было ничего удивительного, ведь её первая крупная кино-роль была в фильме «Жестокий Шанхай» (1941), который снимал сам Йозеф Штернберг, являвшийся одновременно и классиком и создателем нуара. В фильме она играет «приличную девочку», которая стала жертвой собственного азарта, и в итоге для неё закончилось всё очень и очень плохо

Кадр из фильма "Лора" (1944)
Кадр из фильма "Лора" (1944)

Однако подлинную известность Джин Тирни принёс фильм 1944 года «Лора», одна из тех лент, благодаря которой французские кинокритики и назвали явление «черным кино», то есть «нуар». В фильме можно было наблюдать совмещение привычного детектива и мрачной криминальной драмы. То есть «Лора» была «пограничным явлением». По сюжету полиция расследует убийство молодой женщины, однако та внезапно «воскресает»

Кадр из фильма "Лора" (1944)
Кадр из фильма "Лора" (1944)

У фильма была своя неявная история, которая опять же отсылает нас к «Жестокому Шанхаю». Дело в том, что режиссеру фильма Отто Премингеру на роль Лоры предложили Марлен Дитрих, которая «кинула» его приятеля Йозефа Штернберга. В итоге Премингер «в знак протеста» дал уничижительную характеристику Дитрих и демонстративно взял на главную роль Джин Тирни, которая снималась в «Шанхае» у Штербнерга. И ни разу не прогадал!

Кадр из фильма "На краю лезвия" (1946)
Кадр из фильма "На краю лезвия" (1946)

Именно после этого начинается триумфальное шествие Джин Тирни по недрам нуара. Схожий (с «Лорой») актерский состав, например, можно было наблюдать в фильме 1946 года «На краю лезвия» («Лезвие бритвы»). Здесь Джин Тирни вновь играет с весьма талантливым театральным актером Клифтон Уэббом.

Кадр из фильма "Водоворот" (1949)
Кадр из фильма "Водоворот" (1949)

Затем было вновь сотрудничество с Отто Премингером, итогом которого стал фильм 1949 года «Водоворот». Это была одна из первых криминальных драм, сюжет которой держался на предложении, что имеется возможность «промывать мозги». Жертвой как раз стала Энн Саттон – героиня Джин Тирни. Своего мрачного апогея данный сюжет достиг в фильме 1962 года «Маньчжурский кандидат»

Джин Тирни на пике своей карьеры в кино
Джин Тирни на пике своей карьеры в кино

1950 год стал для Джин Тирни в высшей мере знаковым, так как она появляется сразу же в двух нуарах, которые относят к лучшим проявлениям «зрелого мрачного жанра»: «Ночь и город», «Там, где кончается тротуар».

Кадр из фильма "Ночь и город" (1950)
Кадр из фильма "Ночь и город" (1950)

«Ночь и город» был снят Жюлем Дассеном. Фильм уникален хотя бы тем, что великий французский режиссер снимает американский нуар в британской столице. Джин Тирни играет Мэри невесту мелкого криминального проходимца, который «в очередной раз» решил провернуть «верное дельце». Однако его планам не суждено было сбыться. Фильм был настолько беспросветно мрачным и пессимистичным, что в год выхода его ограничили в прокате в США. Классикой он стал уже заметно позже.

Кадр из фильма "Там, где кончается тротуар" (1950)
Кадр из фильма "Там, где кончается тротуар" (1950)

«Там, где кончается тротуар» был опять же снят Отто Премингером (кто сказал, что Джин Тирни не его любимая актриса?) Это фильм становится мрачным апогеем темы нечистых на руку копов. Главный герой, жесткий и беспринципный полицейский пытается повесить дела на кого попало. Однако влюбляется в дочь одного из «мнимых подозреваемых». В итоге ещё оказывается, что девушка – бывшая жена одного из убитых им «катал». Конструкция весьма мрачная и причудливая

Кадр из фильма "Черная вдова" (1954)
Кадр из фильма "Черная вдова" (1954)

Рассказ о ролях Джин Тирни не будет полным, если не вспомнить фильмы середины 50-ых годов. Во-первых, она играет типичную роковую красотку в фильме «Чёрная вдова» (уже из названия ясно, о чем кинолента). Во-вторых, она появляется в паре с символом нуара и «американским актером №1», Хамфри Богартом в криминально-драматическом фильме «Левая рука Бога»

Дружественный нам канал «Настольная книга старорежимной сплетницы»

Сайт, посвященный нуару