Найти тему
ROCK-N-ART

1992 - Nautilus Pompilius. "Прогулки по воде" (версия Олега Раковича)

Оглавление

Главный кино- и фото-летописец уральского рока Олег Ракович раскрывает свои творческие секреты и погружает нас в историю отечественной рок-культуры.

Олег Ракович. Фото начала 1990-х гг.
Олег Ракович. Фото начала 1990-х гг.

В 1991 году накануне юбилея Архитектурного института собрались снимать фильм на 35 миллиметровую плёнку. Решили, что в фильме должен появиться суперзвёздный Вячеслав Геннадьевич Бутусов и что-то сказать про то, как ему нравилось учиться и насколько это было важно для него. Но "наутилусы" были уже неуловимые звёзды, они чесали по гастролям. Слава не очень соглашался сам приехать, а у нас командировочные деньги уже заканчивались. Егор Белкин подсказал: давайте вы снимете клип, и Слава приедет на сьёмки легко. Мы сэкономили плёнки на клип - там, где 30 минут, там и 34 с половиной.

А. Коротич. Кадр из клипа "Прогулки по воде" (общий вид графической сцены в припеве)
А. Коротич. Кадр из клипа "Прогулки по воде" (общий вид графической сцены в припеве)

Я обратился к Саше Коротичу. Говорю ему: "Денег нет, но давай что-нибудь придумаем?" Он послушал песню и говорит: "Давай сделаем гравюру. Гравюра — это классика, в песне-то история почти 2000-летней давности".

Нашли настоящий мультяшный станок, оплатили аренду полной смены и все 8 часов колбасились. Саша заливал мелованный картон тушью, а потом процарапывал, потом опять заливал и снова царапал и так раза три он делал вживую, а я стоял и покадрово нажимал гашетку кинокамеры.

А. Коротич. Кадры из клипа "Прогулки по воде" (припев)
А. Коротич. Кадры из клипа "Прогулки по воде" (припев)

В результате Саша наклонился над столом около тысячи раз, а если учесть разницу между его ростом и высотой стола, то в сумме он «накланялся» не меньше чем на километр. Под конец я сказал ему, что есть ещё немного цветной плёнки, можно ввести цвет в эту гравюру. Так в финале появляется раскраска фломастерами и акварельными мелками, и гравюра становится цветной.

Финальная цветная сцена во втором припеве. Справа хорошо видны блики от бокового светильника на вспучившемся картоне
Финальная цветная сцена во втором припеве. Справа хорошо видны блики от бокового светильника на вспучившемся картоне

Мы наделали кучу ошибок, в частности, когда шли промежуточная заливка, картон вздувался, и от боковых прожекторов шли совершенно ненужные блики. С ними, почти 30 лет спустя, пришлось бороться на компьютере, чтобы это обрело тот вид, который должен был быть изначально.

Егор Белкин и Вячеслав Бутусов. Фото начала 1990-х гг.
Егор Белкин и Вячеслав Бутусов. Фото начала 1990-х гг.

На съёмки клипа Славу удалось выцепить где-то в середине ноября во время гастролей, когда играли концерт в «Космосе». Мы заперли его в какой-то комнате с чёрным задником. Слава, как всегда, был в чёрной рубашке и на чёрном фоне выглядел очень графично. Оператором был Кирилл Котельников, и он снял гениально, использовав всего два осветительных прибора: контровой и рисующий.

Кадры с Бутусовым. Оператор К. Котельников, режиссура и графика - О. Ракович
Кадры с Бутусовым. Оператор К. Котельников, режиссура и графика - О. Ракович

Мы договорились с Егором, что он сыграет гитарные проигрыши. Первая версия песни была гитарная (без флейты) и, насколько я знаю, её больше нет ни в одной записи. И то, что струнный инструмент будет часто появляться в кадре крупным планом, было вполне логично.

Кадры проигрышей с руками Белкина. Оператор К. Котельников, режиссура и графика - О. Ракович
Кадры проигрышей с руками Белкина. Оператор К. Котельников, режиссура и графика - О. Ракович

Насколько я помню, Кормильцев эту версию не принял. Он в то время был директором группы, и очень обиделся, что весь процесс прошёл мимо него. Он не участвовал, не разрабатывал, с ним никто не советовался, а потом перед фактом поставили: на, Илюха, посмотри! Илья не излил ни творческого яду, ни патоки, лишь пробурчал, что очень дорого и невероятно долго, полгода с лишним... Поэтому позже появилась вторая версия «Прогулок», которую снял кто-то в Москве. Но это был не клип. Получилось короткометражное кино про чистильщика обуви и усатого Бутусова, в котором песня была использована как саундтрек.

Кадр из московского клипа "Прогулки по воде"
Кадр из московского клипа "Прогулки по воде"

В апреле 1992 года я сломал ногу. Косой перелом, гипс, лангет и две недели я сиднем торчал дома. Меня беспокоила мысль, которая появилась ещё при первом просмотре клипа: была графика и было кино, но не было слияния и взаимопроникновения. Слава был статичен, свет статичен, камера статична и с музыкой это не соотносилось, при том, что история-то с развитием, там и интрига, и конфликт заложены Кормильцевым в текст.

И я попытался их соединить. Плёнка была под рукой, и за две недели я процарапал скальпелем четыре с половиной тысячи кадров, не менее 30 царапок на каждом. Это было очень увлекательно и помогало мне справиться с болями в ноге. Технология была грязная: надо было процарапать светочувствительный слой, потом взять беличью кисточку и все эти крошки смахнуть. Монтажного стола у меня дома не было, поэтому я это делал на обычном листе ватмана с подсветкой. Острый скальпель резал пальцы. Иногда казалось, что крошки с плёнки, кровь и сумерки смешались в единый кошмар.

Кадры с рукой А. Коротича. Оператор К. Котельников, режиссура и графика - О. Ракович
Кадры с рукой А. Коротича. Оператор К. Котельников, режиссура и графика - О. Ракович

По крестам и перфорации я просчитывал сколько кадров между звуком и изображением звука. Это было важно, чтобы я мог представить, где гитарный проигрыш, где акцент. Ориентируясь на графическую звуковую дорожку, я отступал не то 17, не то 27 кадров и делал акцент.

Смотреть видео: "Прогулки по воде" (первоначальная версия без обработки)

В мае я поехал в Питер. Билеты мне оплатил «4 канал», а жить я остановился в Коломягах в бодрой компании всех вышеперечисленных (Коломяги – место, где в то время общиной жили музыканты Нау. Прим А. Коротича). Слава посмотрел клип и ему понравилось. «Нормально, - говорит. – Надо показать Балабанову. У Лёши есть Сельянов, а у Сельянова продюсерский центр. Может у них эта идея какое-то развитие получит».

На следующий день на Ленфильме собрались Слава, я Шевчук Сельянов и Балабанов. Посмотрели и сказали, что очень интересно, живо, и надо снять кино в таком же творческом ключе. Я потом даже что-то писал, но денег не было ни у кого, так ничего и не получилось. Может быть и к лучшему.

Кадры из клипа с обраоткой Олега Раковича 2020 г.
Кадры из клипа с обраоткой Олега Раковича 2020 г.

Смотреть видео: "Прогулки по воде" (режиссёрская обработка 2020 года).

Технологически это уникальный клип. Сейчас уже точно никто так не сделает: слишком дорого. Это киноплёнка, серебро, ручная работа, снято одним дублем… Человек рисующий (Саша), играющий человек (Егор) и рассказывающий (Слава). Три компонента соединились в единой композиции, которая была обречена стать единым целым.

(Продолжение следует).

Начало читайте здесь: "С роком 40 лет". Как появилась эта книга
Спасибо, что дочитали до конца. Не оставляйте без внимания: оцените пальцем, похвалите в комментах, делитесь с друзьями в соцсетях - мне не жалко!

Подписывайтесь на мой канал ROCK-N-ART

-11