Главный кино- и фото-летописец уральского рока Олег Ракович раскрывает свои творческие секреты и погружает нас в историю отечественной рок-культуры.
В 1991 году накануне юбилея Архитектурного института собрались снимать фильм на 35 миллиметровую плёнку. Решили, что в фильме должен появиться суперзвёздный Вячеслав Геннадьевич Бутусов и что-то сказать про то, как ему нравилось учиться и насколько это было важно для него. Но "наутилусы" были уже неуловимые звёзды, они чесали по гастролям. Слава не очень соглашался сам приехать, а у нас командировочные деньги уже заканчивались. Егор Белкин подсказал: давайте вы снимете клип, и Слава приедет на сьёмки легко. Мы сэкономили плёнки на клип - там, где 30 минут, там и 34 с половиной.
Я обратился к Саше Коротичу. Говорю ему: "Денег нет, но давай что-нибудь придумаем?" Он послушал песню и говорит: "Давай сделаем гравюру. Гравюра — это классика, в песне-то история почти 2000-летней давности".
Нашли настоящий мультяшный станок, оплатили аренду полной смены и все 8 часов колбасились. Саша заливал мелованный картон тушью, а потом процарапывал, потом опять заливал и снова царапал и так раза три он делал вживую, а я стоял и покадрово нажимал гашетку кинокамеры.
В результате Саша наклонился над столом около тысячи раз, а если учесть разницу между его ростом и высотой стола, то в сумме он «накланялся» не меньше чем на километр. Под конец я сказал ему, что есть ещё немного цветной плёнки, можно ввести цвет в эту гравюру. Так в финале появляется раскраска фломастерами и акварельными мелками, и гравюра становится цветной.
Мы наделали кучу ошибок, в частности, когда шли промежуточная заливка, картон вздувался, и от боковых прожекторов шли совершенно ненужные блики. С ними, почти 30 лет спустя, пришлось бороться на компьютере, чтобы это обрело тот вид, который должен был быть изначально.
На съёмки клипа Славу удалось выцепить где-то в середине ноября во время гастролей, когда играли концерт в «Космосе». Мы заперли его в какой-то комнате с чёрным задником. Слава, как всегда, был в чёрной рубашке и на чёрном фоне выглядел очень графично. Оператором был Кирилл Котельников, и он снял гениально, использовав всего два осветительных прибора: контровой и рисующий.
Мы договорились с Егором, что он сыграет гитарные проигрыши. Первая версия песни была гитарная (без флейты) и, насколько я знаю, её больше нет ни в одной записи. И то, что струнный инструмент будет часто появляться в кадре крупным планом, было вполне логично.
Насколько я помню, Кормильцев эту версию не принял. Он в то время был директором группы, и очень обиделся, что весь процесс прошёл мимо него. Он не участвовал, не разрабатывал, с ним никто не советовался, а потом перед фактом поставили: на, Илюха, посмотри! Илья не излил ни творческого яду, ни патоки, лишь пробурчал, что очень дорого и невероятно долго, полгода с лишним... Поэтому позже появилась вторая версия «Прогулок», которую снял кто-то в Москве. Но это был не клип. Получилось короткометражное кино про чистильщика обуви и усатого Бутусова, в котором песня была использована как саундтрек.
В апреле 1992 года я сломал ногу. Косой перелом, гипс, лангет и две недели я сиднем торчал дома. Меня беспокоила мысль, которая появилась ещё при первом просмотре клипа: была графика и было кино, но не было слияния и взаимопроникновения. Слава был статичен, свет статичен, камера статична и с музыкой это не соотносилось, при том, что история-то с развитием, там и интрига, и конфликт заложены Кормильцевым в текст.
И я попытался их соединить. Плёнка была под рукой, и за две недели я процарапал скальпелем четыре с половиной тысячи кадров, не менее 30 царапок на каждом. Это было очень увлекательно и помогало мне справиться с болями в ноге. Технология была грязная: надо было процарапать светочувствительный слой, потом взять беличью кисточку и все эти крошки смахнуть. Монтажного стола у меня дома не было, поэтому я это делал на обычном листе ватмана с подсветкой. Острый скальпель резал пальцы. Иногда казалось, что крошки с плёнки, кровь и сумерки смешались в единый кошмар.
По крестам и перфорации я просчитывал сколько кадров между звуком и изображением звука. Это было важно, чтобы я мог представить, где гитарный проигрыш, где акцент. Ориентируясь на графическую звуковую дорожку, я отступал не то 17, не то 27 кадров и делал акцент.
Смотреть видео: "Прогулки по воде" (первоначальная версия без обработки)
В мае я поехал в Питер. Билеты мне оплатил «4 канал», а жить я остановился в Коломягах в бодрой компании всех вышеперечисленных (Коломяги – место, где в то время общиной жили музыканты Нау. Прим А. Коротича). Слава посмотрел клип и ему понравилось. «Нормально, - говорит. – Надо показать Балабанову. У Лёши есть Сельянов, а у Сельянова продюсерский центр. Может у них эта идея какое-то развитие получит».
На следующий день на Ленфильме собрались Слава, я Шевчук Сельянов и Балабанов. Посмотрели и сказали, что очень интересно, живо, и надо снять кино в таком же творческом ключе. Я потом даже что-то писал, но денег не было ни у кого, так ничего и не получилось. Может быть и к лучшему.
Смотреть видео: "Прогулки по воде" (режиссёрская обработка 2020 года).
Технологически это уникальный клип. Сейчас уже точно никто так не сделает: слишком дорого. Это киноплёнка, серебро, ручная работа, снято одним дублем… Человек рисующий (Саша), играющий человек (Егор) и рассказывающий (Слава). Три компонента соединились в единой композиции, которая была обречена стать единым целым.
(Продолжение следует).
Начало читайте здесь: "С роком 40 лет". Как появилась эта книга
Спасибо, что дочитали до конца. Не оставляйте без внимания: оцените пальцем, похвалите в комментах, делитесь с друзьями в соцсетях - мне не жалко!