Послушаем пару мнений, высказанных в ответ на заданный в заголовке вопрос. Эти мнения, как мне показалось, не лишены логики, но... Возможно, есть некоторая подмена понятия «элитарность» на понятие «снобизм».
Alex Johnston, «занимаюсь теорией музыки, музыкальными технологиями и музыковедением».
В течение всей жизни я общался с самыми разными музыкантами и пришел к выводу, что степень элитарности музыканта определяется двумя вещами с двух различных сторон:
- Элитарность обратно пропорциональна уровню мастерства.
- Элитарность прямо пропорциональна предпочтительности определённого жанра с технической точки зрения.
Самыми расслабленными и всеядными, эклектичными и не элитарными музыкантами, которых я когда-либо встречал, были профессиональные джазовые и классические музыканты. Большинство из них играют много разных видов музыки, и только наименее опытные являются снобами в этом.
И напротив, наименее расслабленными, наиболее пуристическими, наименее эклектичными и наиболее элитарными музыкантами, которых я когда-либо встречал, были обычные музыканты-любители. Почти никто из них не играл действительно разнообразной музыки. Почти все они полагали, что их любимый вид музыки превосходит все остальные.
На втором месте после джазовых и классических музыкантов, пожалуй, наиболее приветливыми являются музыканты хэви-метала. Это музыка, в которой, если она тебе нравится, ты просто в ней, а если тебе нравится и другая музыка — очень хорошо. Плохие металлисты имеют своего рода упорное убеждение, что их музыка — единственное, что достойно внимания. Хорошие об этом не заботятся.
Инди-музыканты, как правило, лишь немного более терпимы, чем обычные плохие любители, поскольку слишком часто напирают на моральную честность. Хорошие инди-музыканты — просто хорошие музыканты, и опять же, ничем таким не озабочены.
Все остальные между ними.
Опять же, все хорошие музыканты в любом жанре имеют тенденцию быть эклектичными и открытыми для влияний. Плохие — нет. Но опыт научил меня, что чем сложнее играть вашу музыку, тем выше вероятность того, что вы не станете «элитарным».
Ryan Burnette, «композитор, теоретик, музыковед».
Я видел больше классических элитарных музыкантов, чем джазовых. Но я также обнаружил, что большинство профессиональных музыкантов вообще не склонны к элитарности. Большинство тех, кто считал себя некой элитой, были:
- Троллями в социальных медиа.
- Музыкальными студентами.
- Старыми профессорами музыки.
Список приведён в порядке от наиболее распространённых до наименее распространённых. 90% всех, кто считает себя элитой, попадают в первую категорию.
Это те люди, которые публикуют поддельные данные на своём официальном веб-сайте со своим списком достижений. Я участвую в нескольких группах на Facebook для композиторов, которые балуются микротональной музыкой, и там есть несколько таких парней. Они отвечают на каждый пост или комментарий какой-то фальшивой «снисходительной» псевдоинтеллектуальной чепухой. Это может быть даже смешно, но быстро начинает надоедать. Жалко, что кто-то может принять это всё за чистую монету.
Из оставшихся десяти процентов студенты составляют порядка трёх четвертей. Конечно, некоторые из них сохраняют свои убеждения на всю жизнь, если их не оспаривают на стадии становления.
Это те, кто стремится быть лучшим во всём. Перфекционисты, трудоголики. Если музыкальное произведение не является для них проблемой технически, оно становится бессмысленным. Композиторы, которые пишут «лёгкую» музыку, так же бессмысленны. Как и люди, которые играют «легкую» музыку.
Однажды я познакомился с певицей, которая думала, что перкуссионисты — это слепые дебилы, которые стучат палками. «Это вряд ли музыка. Любой может делать это, при достаточном повреждении мозга». Она так думала до тех пор, пока ей самой не пришлось пройти курс перкуссионных техник...
Эти студенты также имеют тенденцию считать классическую музыку лучше всех «низших» жанров и типов музыки. У них тоже могут быть свои любимые поп-жанры, но всё, что им не нравится, это не потому, что им лично это не нравится, а потому, что это якобы объективно плохо.
«Музыка кантри банальна». «Рэп? Дрянь! Они просто быстро бормочут и воспевают преступность». На их мнение легко влияют другие люди, в том числе многие из вышеупомянутых интернет-троллей...
Старые профессора. Эти убеждены, что ничего хорошего не сделано после 1920-х годов, и тому подобное. Несмотря на то, что их меньшинство, они могут быть наиболее опасны, потому что часто находятся в положении, когда их мнение может фактически навредить другим музыкантам. Они имеют решающий голос в том, кто продвигается в отделе их учреждения и контролируют все направления работы кафедры, в том числе нанимают других преподавателей.
Некоторые люди просто не любят вещи, с которыми они не знакомы, и пытаться заставить их расширить свой кругозор — это сражаться с кирпичной стеной.
У них романтическая одержимость идеей, что «старые времена» были лучше современных. Понятно, что для них музыка в стиле барокко так хороша не потому, что она развивалась веками и сохранилось только лучшее из лучшего, а потому, что это было другое, «лучшее» время! И тому подобное...