Святитель Игнатий Брянчанинов, будучи тогда еще молодым подвижником подвязался сначала в Оптиной пустыни и был послушником у преп. Льва Оптинского. Но затем он покинул и Льва Оптинского, и Оптинскую пустынь. Это обернулось ему даже тем, что книги святителя Игнатия, когда он стал известным подвижником воспрещалось читать послушникам сей святой обители, а сам он не признавался ей.
Почему он так поступил? И чем его опыт полезен нам в духовной жизни?
Святитель Игнатий, будучи еще молодым человеком – Дмитрием - учился в военном инженерном училище в Санкт Петербурге, но потом осознал, что выбрал неверный путь, что ему близка духовная жизнь. Он встретил сопротивление родственников, но проявил настойчивость и удалился в монашество.
Он знал о Льве Оптинском и святой обители Оптина пустынь, которая начала возрождаться в традициях с старчества и монашества. С великой радостью пришел в нее и принял послушание у старца двадцатилетний монах Игнатий. И первый год очень рьяно смирялся и старался следовать всем наказам старца. Но вскоре разочаровался и в старце Льве, и в таком послушании.
Изучая святоотеческую литературу, инок Игнатий, знал о том, как проходили послушание монахи в средневековье. Но он, как человек умный и разумный, уловил главный момент: в те годы была очень сильна школа послушания и было немало мудрых и опытных наставников.
Они практически знали две основные вещи:
духовную жизнь во Христе
и состояние души их послушников и умели соединять одно с другим.
В Оптиной, монах Игнатий столкнулся с тем, что послушание проходит формально и жестко, духовно не мудро, просто потому что не утвержден институт его. Все происходит по формуле, чем более унизительной будешь выполнять ты работу, тем лучше.
И будущий святитель задумался:
разве смысл христианской жизни сводится к тотальному, глобальному и постоянному самоунижению и подавлению личности человеческой?
Мы убиваем грехи и страсти в себе или самого себя?
Его, как умного и образованного человека, старец Лев ставил на унизительные работы, чтобы опустить его в простую жизнь. Вроде как полезно, чтобы не впасть в высокоумие и не возгордиться. Но когда это стало делаться без меры, без разумения, то послушание превратилось в самоподавление. В то время, как на его вопросы по духовной жизни старец Лев не мог или не хотел отвечать, проявлял нечуткость к духовным поискам во Христе своего послушника.
И получалась следующая ситуация: монах Игнатий подавлял в себе стремление к знаниям и пониманию Бога (то, в чем нуждалась реально его душа), не находил понимания и ответов от наставника, а получая работы для простолюдина, удаляя от себя не только страсти, но и духовный смысл.
Этим ли он служил Богу или это ошибки в наставничестве его старца?
Святителю казалось, что второе. Он не настаивал на этом понимании, а использовал главное средство к спасению – молитву. И горячо втайне молился Богу о правильном послушании. Он заявил старцу Льву, что хочет уйти в другое послушание, что хочет перейти на другое место. Но старец не отпускал его. И когда взмолился, что было сил, монах Игнатий Богу, то пришла помощь от Него. Отпустил его Лев.
Стоит заметить, что и сам преп. Лев Оптинский в молодые годы, не раз менял наставников и обители, в которых подвязывался ко спасению, прежде, чем попасть в Оптину. Так он был в Белобережной пустыни в послушании к иеромонаха Василия, потом перешел в Чопнский монастырь под руководство схимонаха Феодора, потом на Валааме и в Александро - Свирском монастыре.
"Ищите и найдете" – говорил Спаситель.
Так и Лев Оптинский, и святитель Игнатий, искали и обители ко спасению, и наставников для послушания. Не сразу им это открылось. И дерзновение приходилось проявлять.
Позже, святитель Игнатий категорически отвергал в своих творениях безусловное послушание как способ спасения.
И еще одно: если бы святитель Игнатий не проявил тогда дерзновение в молитве и не ушел от старца Льва, возможно, что не стал бы он тем, кем стал. Равно, как и его наставник Лев Оптинский, не стал бы таким прославленным старцем, именно в Оптиной.
Потому Бог помогает человеку не только через смирение, но и через дерзновение и поиски. И если почитать Библию и Евангелие внимательней, мы найдем немало примеров этого.
Дерзать иногда полезней, чем смиряться. А мудрей всего разуметь верно, где смиряться, а где дерзать, и следовать этому. Бог, по молитве и жизни богоугодной, открывает эту мудрость.
Хотя, в Оптиной, особенно преп. Варсонофий Оптинский, считали иначе: что святитель Игнатий не выдержал послушания, сбежал, проявил малодушие, не смог одолеть в себе аристократа и опроститься. И выдержи он послушание у преп. Льва до конца, то был бы прославлен Богом иначе, как великий подвижник. Как, например, Арсений Великий.
Но нужно ли стремится к великости любой ценой?
Не грех ли это любоначалия, от которого, наоборот, надо избавляться?
И не об этом ли особо просим в Великий пост в молитве преп. Ефрема Сирина?
Лишь Бог и опытный наставник от Него знает как правильно? А легко ли найти такого наставника?
Есть мера человеческая, которую надо учитывать в духовной жизни. Соблюдать ту грань, что отделяет смирение от самоподавления, а подвиг для Бога от безбожного самоуничтожения по неразумию.
Тонки грани, но улавливать надо. Иначе – никак.
Бог, разум от Него, люди духовно мудрые рядом, помогут.
Понравилось - ставьте лайк, Читайте, пишите, подписывайтесь на канал.
Мира и любви всем.