Среди машин класса масл-каров эпохи их расцвета – 1965-1973 годов – яркой звездой сияет Dodge-Charger, который также можно назвать и одним из самых харизматичных и известных Доджей за всю долгую историю компании. Можно насчитать 7 поколений Dodge-Charger, но я бы хотел рассказать о первых двух, которые выпускались в 1966-1970 годах и принесли славу этой модели.
Когда в 1964 году появились и мгновенно обрели бешеную популярность Ford-Mustang и Pontiac-GTO, остальные американские компании сообразили, что рынок “заряженных” моделей – это настоящая золотая жила, и спешно начали готовить свои модели. Более того, уже с начала 1960-х годов в прессе, на телевидении и радио формировался посыл, что если ты настоящий американец – то просто обязан иметь в своём гараже мощный спортивный автомобиль. Примерно так же в наше время покупателей убеждают в незаменимости и исключительных качествах кроссоверов. На глазах в середине 1960-х годов формировался новый класс, класс масл-каров. Компания Dodge уже в 1964 году показала первый шоу-кар Charger, затем в 1965 году последовал второй концепт Charger-II – прощупывалась реакция публики.
Наконец, 1 января 1966 года был представлен серийный Dodge-Charger 1-го поколения. В серию он пошел в середине того же года.
Dodge-Charger базировался на популярном седане Dodge-Coronet. Внешне автомобиль представлял собой довольно большое вместительное 4-местное купе с плавно ниспадавшей крышей – фастбек. Задняя часть немного напоминала другое американское купе – АМС-Marlin. Дизайн разработал Карл Кэмерон.
Размеры машины были внушительными – длина 5,175 м, ширина 1,925 м, колесная база – 2,972 м. Сравните с Ford-Mustang 1-го поколения – у того длина составляла 4,613 м, а ширина – 1,735 м. Так что Dodge-Charger играл в более серьезной лиге. Машина выглядела стильно, кузов был широким и низким.
Характерной внешней особенностью модели была решетка радиатора во всю ширину передка – так называемая “электробритва”, скрывавшая фары за поворотными секциями. Салон был вместителен и отличался четырьмя раздельными анатомическими креслами, а также длинной центральной консолью, которая тянулась через весь салон до задних сидений.
Несмотря на спортивный имидж машины, конструкторы позаботились и о практичности – задние сиденья и часть консоли могли складываться, что позволяло увеличить объем багажника и перевозить длинные вещи. Панель приборов с четырьмя круглыми элементами удивляла красивой подсветкой.
Автомобиль не предлагал слабых двигателей. Все моторы – исключительно в конфигурации V8, столь любимой американцами. В первый год было доступно 4 варианта – объемом 5,2 л (230 л.с.), 5,9 л, 6,3 л (325 л.с.) и “Street Hemi” объемом 7 л (415 л.с.). У наиболее мощного мотора был сумасшедший крутящий момент – 650 Нм! Коробка передач предлагалась 3-ступенчатая автоматическая, но была доступна и механическая 4-ступенчатая.
Правда, несмотря на мощные двигатели, шасси машины было чисто американским. Спереди стояла независимая торсионная подвеска на пружинах, сзади был ведущий мост на полуэллиптических рессорах. Тормоза всех колес – барабанные. В поворотах машина была валкой, с неинформативным рулевым управлением. Зато динамика была отменной! С самым мощным мотором купе разгонялось до 60 миль/ч за 6 с, а до 100 миль/ч – за 13 с! Широкие шины легко срывались в занос, который было нетрудно контролировать.
В конце 1966 года Dodge-Charger стал комплектоваться спойлером на багажнике. Таким образом, он стал первой серийной американской машиной, которая оснащалась спойлером. Производитель предлагал 6 вариантов отделки салона и аж 16 вариантов окраски кузова. Рынок встретил машину воодушевленно – за первый год продали 37344 купе.
В 1967 году машина незначительно изменилась внешне, стали предлагать в качестве опции виниловую крышу. Длинную консоль в салоне убрали, так как покупатели жаловались на неудобство входа-выхода. На заднем ряду появился складной подлокотник, который теперь позволял сзади усесться втроем.
Двигатель 5,9 л больше не предлагался, вместо него предложили 6,3 л с двумя карбюраторами (вариант с 4 карбюраторами остался в программе), а также появился V8 “Magnum” объемом 7,2 л, который выдавал 375 л.с. Максимальная скорость такой версии – 193 км/ч. Продажи в 1967 году снизились до 15788 штук.
В 1968 году появляется второе поколение Dodge-Charger. Дизайнер Ричард Сиас серьезно изменил внешность, кузов отныне был решен в стиле “Бутылки Коки” – линии стали более плавными, с рельефными боками.
Заднее стекло было утоплено между задними стойками, передняя часть по-прежнему скрывала фары (только теперь фары стали статичными, поворачивались лишь сегменты решетки радиатора). При прежней колесной базе размеры немного увеличились – длина до 5,283 м, ширина до 1,948 м. Масса машины составляла 1695 кг. В салоне теперь сзади стоял цельный диван, а тахометр стал опцией.
Среди двигателей появился самый слабый – рядная “шестерка” объемом 3688 см3, которая развивала 145 л.с. Остальные двигатели V8 остались в строю без изменений. Шасси осталось в целом прежним, но его доработали. Усилили подвеску, поставили стабилизаторы поперечной устойчивости большего диаметра, в качестве опции предлагали дисковые тормоза. С самым мощным двигателем (425 л.с.) автомобиль разгонялся до 60 миль/ч за 6,4 с, а максимальная скорость достигала 217 км/ч. Правда, и расход топлива доходил до 35 л/100 км! Новую модель публика встретила очень радушно - в 1968 году реализовали 96100 автомобилей.
Именно автомобиль 1968 года прославился в качестве киноактера – машина появилась в знаменитой кинокартине “Bullit”, где злодеям за рулем Dodge-Charger противостоял харизматичный герой Стив Маккуин за рулем Ford-Mustang.
В 1969 году машина снова немного изменилась (дизайнер Харви Винн) – появилась новая решетка радиатора с вертикальным разделением по центру, а сзади – узкие вытянутые фонари.
В том же году выпустили две эксклюзивных модификации, достойных отдельного рассказа - Dodge-Charger-500 и Dodge-Charger Daytona. Обе модели предназначались предназначались для гонок NASCAR. Charger-500 появился в сентябре 1968 года и предлагался за 3482$. Было выпущено 500 экземпляров, из них 108 машин приобрели гонщики и после доработок участвовали на них в соревнованиях.
Charger Daytona явилась развитием Charger-500 и стартовала в апреле 1969 года. Модель получила большой носовой обтекатель и гигантское антикрыло сзади. Антикрыло увеличивало прижимную силу и улучшала устойчивость машины. Длина машины выросла до 5,8 м, а масса – до 1725 кг. Были доступны варианты с двигателями мощностью 375, 425 и 620 л.с. С двигателем в 425 л.с. максимальная скорость составляла 241 км/ч, а максимальная скорость гоночных версий доходила до 330 км/ч! Всего сделали 503 Dodge-Charger Daytona. Машина прекрасно показала себя в гонках, выиграв на пару с моделью-близнецом Plymouth-Road Runner Superbird 38 из 48 этапов NASCAR в сезонах 1969-1970 гг.
Всего же в 1969 году выпустили 89199 штук Dodge-Charger.
В 1970 году машина изменилась незначительно – появился новый бампер, обрамлявший решетку радиатора, а у неё появился горизонтальный молдинг. Сиденья в салоне получили высокие спинки. Новый вариант двигателя объемом 7,2 л назывался “Six Pack” он оснащался тремя двухкамерными карбюраторами и выдавал 390 л.с. Продажи в том году составили 46576 единиц.
Таким образом, за 5 лет было произведено 285 тысяч этих могучих купе двух первых поколений. В 1971 году появился Dodge-Charger третьего поколения, который постепенно отходил от имиджа мощного масл-кара в сторону люксовых персональных купе.
Следующие поколения всё меньше и меньше напоминали о былой славе машин конца 1960-х годов. А в 2005 году славное имя возродили и присвоили его 4-дверному спортивному седану, который пережил смену поколений в 2011 году и выпускается по сей день, напоминая о прежнем величии компании Dodge.
А машины первых двух поколений остаются заслуженно любимы среди коллекционеров и любителей американских машин прошлого, поклонники объединяются в клубы, устраивают регулярные соревнования, не позволяя этим мощным масл-карам пылиться в гаражах. Dodge-Charger по праву заслужил своё место в американской автомобильной истории.
Если Вам понравилась статья, не забывайте ставить лайк и подписываться!
Искренне Ваш, Андрей.