Глубоко и серьезно заняться темой осознанности и медитации я планировала давно. И всякий раз эта идея оставалась благим намерением вроде изучения иностранных языков. Сейчас я решила использовать свой блог, чтобы структурировать всё, что прочла о практике осознанности за последние пару лет, и наконец перевести эти знания в практическую плоскость.
Слово «осознанность» (mindfulness) сейчас широко известно и используется как в околонаучной литературе, так и среди маститых учёных в области нейробиологии, нейрофизиологии и других когнитивных дисциплин. Он означает сосредоточенное внимание на текущем моменте, пребывание «здесь и сейчас». Мой интерес к практикам осознанности начался с книги Келли Макгонигал «Сила воли», где она очень кратко, по верхам я бы сказала, описывает практику концентрации внимания на дыхании. Это вовсе не критика, «Сила воли» — одна из моих любимых self-help книг.
Но у Макгонигал есть еще одна совершенно потрясающая книга, не переведенная на русский и даже на Западе не получившая особой известности, — Yoga for Pain Relief. В ней собраны актуальные научные исследования о влиянии медитативных практик на наш мозг, его структуру и активность. К тому же, Макгонигал одна из первых сбросила всю маркетинговую шелуху с этого направления и озвучила главное: йога — не о том, как заложить правую пятку за левое ухо, йога — о том, как успокоить ум, найти точку опоры внутри себя и обрести равновесие. Причем она открыто говорит, что йогой может заниматься даже человек, прикованный к постели, и ему-то быть может йога нужна больше всего. И мне, той самой прикованной, хоть и к инвалидному креслу, это особенно согрело душу.
Давайте сначала договоримся о терминах. Направлений йоги немало, но понять на какое из них обращено внимание западной науки и культуры несложно, учитывая основной акцент на дыхательных упражнениях и концентрации внимания. Речь в большинстве случаев идет о классической Раджа-йоге, состоящей из восьми ступеней.
🔹 Первые две (Яма и Нияма) представляют собой набор моральных норм, которых следует придерживаться йогу.
🔹 Третья ступень — Асаны, те самые упражнения на гибкость и выносливость, из-за которых в западной культуре йога долгое время была низведена до вида физкультуры или акробатики.
🔹 Четвертая ступень — Пранаяма, комплекс дыхательных упражнений, позволяющий ощутить тело и сознание, как единое целое.
🔹 Пятая ступень — Пратьяхара, практика отстранения от всех сенсорных раздражителей.
🔹 Шестая — Дхарана, сосредоточенность сознания, то самое пребывание «здесь и сейчас». На продвинутом уровне практики человек как бы растворяется во времени и пространстве, ощущая себя нигде и повсюду.
🔹 Именно это состояние в традиции Раджа-йоги называют медитацией (Дхьяна, седьмая ступень), которая в один прекрасный день должна привести к Самадхи (нирване).
Как видите, непосредственно «физике» отводится не такая уж большая роль. Замечу также, практика фокусированного внимания, что в западной культуре принято считать медитацией, в системе Раджа-йоги соответствует Дхаране, шестой ступени. Думаю, поэтому мои первые попытки сфокусировать внимание на дыхании были абсолютно провальными. Все литература об осознанности предлагает нам якобы легко запрыгнуть на шестую ступень классической йоги и авторы, кстати, не всегда это осознают. Поэтому, если вы тоже столкнулись с подобными трудностями, не отчаивайтесь. Это нормальный процесс.
Завтра я расскажу, как йога может помочь каждому из нас справиться со стрессом, хроническими болями и многими другими соматическими заболеваниями.
Оксана Ковалева.