Найти тему
Genesis family

Phil Collins — Альбом "Plays Well With Others" (обзор/перевод) — CD1

«Plays Well With Others» - название очередной ретроспективы Фила Коллинза. И указывает оно не на сольные работы маэстро, а на его сотрудничество с другими музыкантами. Мы попытаемся оценить качество выбранных песен, их бэкграунд (что тоже представляет интерес) и в целом соответствие сборника своему названию.

Несколько лет назад Фил Коллинз начал кампанию по продвижению переизданий своих сольных альбомов. Был выбран альтернативный девиз всего этого действа - "Взгляни на меня сейчас" (Take a look at me now). Под конец 2016 года вышла автобиография Фила «Not Dead Yet», которую сопровождала коллекция синглов под скучным названием "The Singles". Пристальным и невооруженным взглядом можно было заметить некоторую фальшь: вопреки ожиданиям поклонников, версии песен, попавшие в сборник, оказались альбомными, а не сингловыми.

С момента объявления о запуске процесса переизданий начали циркулировать слухи, что в какой-то момент может быть выпущен сборник дуэтов, живых выступлений или коллабораций. Судя по объему работ Фила в 80-х, таких песен даже больше, чем его собственных. Интересно и то, что лишь несколько песен, над которыми он работал в качестве сессионщика, продюсера или композитора для других артистов, появились на его собственных релизах.

Девиз сборника (о да, это больше, чем просто название!) пришел от слогана на футболке, которую Честер Томпсон однажды подарил Коллинзу на день рождения. Эта милая история раскрывается в прекрасно оформленном буклете. Креативное название совершенно точно описывает содержание 4-х компакт дисков. Обложка украшена барабанщиком, нарисованным самим Коллинзом. Эта фигурка уже стала его фирменным знаком. Буклет содержит справочную информацию и истории о некоторых названиях коллекции. Впрочем, все эти заметки были написаны не самим Коллинзом (как это обычно было), а Майклом Ханном, журналистом и бывшим музыкальным редактором издания The Guardian. Однако Фила он здесь часто цитирует. Также на страницах буклета можно найти большое количество фотографий, на которых изображен поющий барабанщик с другими артистами, известных всему миру своими громкими именами (Чака Хан, Фрида, Роберт Плант, Эрик Клэптон, Куинси Джонс). В аннотациях можно найти типичную шутку от Фила: если быстро пролистать буклет, фигурка барабанщика в правом углу превратится в мерцающую книжку.

Как уже было сказано, Честер Томпсон является источником идеи для названия сборника. Примечательно, что сам он на протяжении десятилетий работал бок-о-бок с Филом, но при этом на самом сборнике его нет ни на одном из треков, хотя для Коллинза, вероятно, это один из самых лучших музыкальных партнеров. По крайней мере, на барабанах.

Есть весьма интересный и в кой-то веки актуальный вопрос, который могут задать себе большинство людей до или после прослушивания сборника: а какую из перечисленных песен, над которыми пахал Фил будучи барабанщиком, певцом, продюсером или просто автором, выбрал бы я? Конечно, ответы будут разными. Неизбежно пришлось бы исключить множество вариантов, несмотря на их популярность и качество. Фил сказал, что список составлял сам, а дальше отдал его адвокатам. Разборки с огромным количеством авторских прав, безусловно, ещё одна проблема, особенно когда кто-то из очерченного круга артистов не столь любезен или отказал в просьбе.

Итого было отобрано 59 композиций, раскрывающих Фила Коллинза в различных ипостасьях - барабанщик, перкуссионист, певец, композитор, автор текстов, продюсер. Песни и инструментальные композиции располагаются на 4-компакт дисках. Первые три альбома охватывают периоды 1969 - 1982, 1982 - 1991, 1991 - 2011 года, а на четвертом диске собраны концертные записи с 1981 по 2002 года. Треки упорядочены в хронологическом порядке и составляют почти четыре и три четверти часа игрового времени. Все стандарты соблюдены, однако не факт, что количество равно качеству.

Да, с чем-то мы можем не согласиться, но тем не менее должны уважать выбор Фила. В некоторых местах так и хочется задать вопрос, почему выбор отдали этому треку, а не другому. Но обо всём мы еще поговорим.

CD1 (1969 — 1982)

В начальных строках сразу обозначим 1968 год и песню "Lying Crying Dying" группы Freehold. Это первая известная (и выпущенная) композиция, написанная Коллинзом, тем не менее в сборник её не включили. Возможно, по юридическим причинам, а может Коллинзу она просто не нравится (больше). А может не было соответствующего качества трека. Так или иначе, сборник начинается с «Guide Me, Orion» группы Flaming Youth, с которыми у Коллинза был первый контракт на запись в 1969 году. Песня и её невнятный текст вполне соответствуют концу 60-х.

Питер Бэнкс (1947 - 2013) - являлся гитаристом Yes, Empire и Flash. На нескольких треках его дебютного альбома Фил сыграл на барабанах. Одной из них была «Knights (reprise)» вместе с Джоном Уэттоном и Стивом Хакеттом. Единственный трек из «Plays Well With Others», где Коллинз играет вместе с Хакеттом, учитывая, что первый дебютный альбом Стива «Voyage of Acolyte» Фил проигнорировал. К слову, Фил не участвовал в записи песни "Knights", которая состоит из двух частей - «The Falcon» и «The Bear» — инструментальный рок со множеством гитар.

Юджин Уоллес - довольно неизвестный певец из Ирландии, автор песен. Всего выпустил два сольных альбома в 1974 и 1975 годах. Его голос чем-то схож с голосом Джо Кокера, особенно это слышно в песне «Don’t You Feel It» из дебютника. Трек с участием Фила вышел в качестве сингла. Сам Уоллес, к сожалению, скончался в конце декабря 1999 года в возрасте 49 лет.

-4

Argent - британская рок-группа, наиболее известная своим хитом "God Gave Rock and Roll to You". В качестве название они использовали фамилию своего певца Рода Аргента. В 1975 году ими был выпущен альбом "Counterpoints". Когда во время записи заболел их барабанщик Боб Хенрит, на помощь пришел Фил Коллинз. Невозможно точно определить, в каких песнях отыграл Фил, но одна из них, судя по всему, «I Can’t Remember, But Yes», — та, что оказалась на рассматриваемом сборнике. Говорят, что Фил был настолько впечатлен навыками Боба Хенрита, что хотел сделать того новым барабанщиком Genesis после ухода Питера Гэбриэла.

Особое место в «Plays Well With Others» занимает Брайан Ино, что отражает его замечательную карьеру. Фил Коллинз отыграл за барабанами на его втором сольном альбоме «Taking Tiger Mountain (By Strategy)» в 1974 в песне «Mother Whale Eyeless». Жаль, что песню в итоге не включили в сборник. Год спустя Фил отыграл на барабанах в нескольких треках альбома «Another Green World». Конкретно в «Over Fire Island» он играет вместе с Перси Джонсом (из Brand X). Не потому ли этот инструментальный саунд, собственно, так напоминает Brand X? Возможно, и наоборот — Brand X вдохновлялись Ино. Впрочем, можно найти стилистические параллели. Как бы то ни было, Джон Кейл (к которому мы еще вернемся) сыграл на альте в открывающей альбом композиции «Sky Saw».

Томми Болин - гитарист из США. Ему было всего 25, когда он скончался в 1976 году от передоза. Последней его группой была Deep Purple, и, прежде чем присоединиться к ним, он записал дебютный сольный альбом «Teaser». Болин брал у Beach Boys уроки пения, дабы самому петь на альбоме. Одним из приглашенных музыкантов оказался Фил Коллинз. Он сыграл на перкуссии в песне «Savannah Woman«, которая чем-то напоминает творчество Карлоса Сантаны. По сути это единственная песня на альбоме, где Фил принимает участие.

Вышеупомянутый Джон Кейл выпустил альбом под названием «Helen of Troy» в 1975 году, где на барабанах играли Фил Коллинз и Тими Дональд. Правда, трудно понять, кто и на каких треках именно играл. Для сборника был выбран «Pablo Picasso«. Песня записана в 1972 году прото-панк группой The Modern Lovers и перепета Джоном Кейлом. Если честно, единственный признак того, что Фил Коллинз барабанил в песне (в которой часто встречается слово "мудак" от Пабло Пикассо) - это, собственный, само включение её в настоящий сборник, правда, барабанные брейки не похожи на стилистику Фила.

Далее в сборник попадают уже известные коллаборации. «Nuclear Burn« из дебютного альбома "Unorthodox Behaviour" (1976) типична для джаз-фьюжн группы Brand X. Коллинз оставил свой след в ее музыке своей изысканной игрой, помимо того, что сам состоял в группе среди прочих (несмотря на его растущую популярность). Если вам такая музыка интересна, то обязательно присмотритесь и прислушайтесь к Brand X.

No-One Receiving - одна из двух песен альбома "Before And After Science" Брайана Ино от 1977 года, где Фил Коллинз играет на барабанах (вторая - Energy Fools the Magician). Снова он играет вместе с Перси Джонсом.

Фил Коллинз продолжил работу как с Брайаном Ино, так и Родом Арджентом в альбоме "Moving Home" в 1978 году, где он также сыграл на ударных. Ещё одна связь с Brand X. На этом альбоме Моррис Перт сыграл на перкуссии, а Робин Ламли выступил продюсером. Баллада «Home» - первая песня, на которой выделяется игра Коллинза. Таким образом хронология привела нас в 1978 год.

Следующая песня Ино также относится к этому году. «M386» - это саундтрек к фильму, о чем вы и сами можете догадаться. И можете быть уверены, что этот трек вошел в альбом "Music for Films". По иронии судьбы, это концептуальный альбом музыки к воображаемым фильмам. Но еще большая ирония заключается в том, что песни с альбома действительно использовались для различных фильмов. Один из них - «M386«, адаптированный для кинокартины Роджера Кормана "Школа Рок-н-ролла" (также в фильме можно услышать "Energy of Fools the Magician").

"And So To F..." - следующая и заключительная песня Brand X в этой коллекции. И это первая композиция, ставшая частью сольной карьеры Коллинза. Он будет играть ее на сольных концертах в ранних турне. Вероятно, это самый известный трек Brand X для фанатов Фила.

Роберт Фрипп свой альбом "Exposure" записал в 1977 и 1978 годах. Заглавный трек был создан совместно с Питером Гэбриэлом. Альбом вышел в 1979 году, а Фил Коллинз поучаствовал в нескольких песнях. Одна из них - Disengange, вторая - North Star, она и входит в сборник. Получилась супер группа: на вокале Дэрил Холл, на бас-гитаре Тони Левин, на синтезаторе Брайан Ино и сам Фрипп на гитаре.

Большое количество песен, на которых Фил принял участие у Дэвида МакГиди, более известного как Джон Мартин, предполагает, что Коллинз сыграл ведущую роль в его карьере. Британский певец и композитор записал в 1979 году «Grace and Danger». Этот год примечателен тем, что Genesis не гастролировали и не занимались альбомами. Майк Резерфорд писал собственный «Smallcreep's Day», а Тони Бэнкс свое свободное время использовал для дебютного альбома «A Curious Feeling». Фил Коллинз предпочёл играть с остальными. Непринужденная и сентиментальная «Sweet Little Mystery», для которой Фил также записал бэк-вокал, является первой из 5 песен Джона Мартина на этом сборнике. Wet Wet Wet использовали припев для своей песни с таким же названием, занявшей 5-е место в чартах Великобритании и, возможно, более известной, чем оригинал.

На фан-сайтах Genesis не нужно много говорить о песне «Intruder» Питера Гэбрила. Фил Коллинз оставил в ней свой фирменный знак - звук "закрытый гейт", даже ещё до того, как начал писать свою историю музыки, используя тот же прием в "In the Air Tonight". Барабанный рисунок здесь очень прост и без использования тарелок. На нашем сборнике эта песня является важной вехой, именно поэтому её нельзя было упускать.

Тоже самое относится и к союзу с другой звездой. Анни-Фрид Лингстад - Фрида - в 1980 году была известна как A из группы ABBA. В 1982 году ABBA ушла в историю, как и ее брак с Бенни Андерссоном. Фрида пригласила Фила Коллинза, пробовавшего себя тогда в качестве продюсера, создать новое звучание для своего дебютного альбома после ABBA. Коллинз привел с собой несколько человек - Дэрила Штермера, Мо Фостера, Питера Робинсона, The Phenix Horns и звукоинженера Хью Пэджхэма. Люди часто и ошибочно полагают, что запись, которой они занимались, была ее первым сольным релизом, однако в 1970 году, еще до ABBA она выпустила альбом Frida. Альбом занял первые место в шведских чартах и в 1975 году стал платиновым. «Something's Going On« - песня, написанная Рассом Баллардом, определенно одна из самых известных в её творчестве. Очевидно, что Фил здесь играет на барабанах. Было бы здорово, если бы также в альбом попал их дуэт «Here We'll Stay». Пусть он и не так популярен, чем заглавный трек, но отнюдь не хуже. И чем не раритетный бонус.

Песня "Pledge Pin" открывает дебютный сольный альбом Роберта Планта "Pictures at Eleven" с поразительных гитарных риффов. Альбом вышел в 1982 году, спустя 2 месяца после распада Led Zeppelin. Фил Коллинз отбарабанил на 6 из 8 песен, и это стало началом чего-то большего.

В песне «Lead To The Water» из одноименного альбома Гэри Брукера принимают участие также Эрик Клэптон и Джордж Харрисон.

Регги-песня основателя Procol Harum заканчивает первый диск «Plays Well With Others». В нем уже можно насчитать длинный список суперзвезд - и всё это до того, как карьера Фила Коллинза взлетела вверх в 1982 году. И после этого начинаешь задаваться вопросом: что же дальше?

… А дальше второй диск, но о нем в следующий раз!

Оригинал: Ульрих Клемт. Перевод: Андрей Борисов.