Тяжелый крейсер «Портленд» заложили 21 мая 1932 года, именовать свои тяжелые крейсера США решило названиями городов, наш герой получил имя в честь горда Портленд в штате Мэн, в США два города Портленд, второй в штате Оригон на другом конце страны.
История города достаточно занятна. По началу в 1633 году спокойно живших в местах этих в своем поселении Мачигон индейцев стали приобщать к благам цивилизации англичане. В начале их поселение именовалось Каско, а затем увеличившись переименовал ось в Фалмут, собственно от Фалмута в 1820 году и отпочковался Портленд. Новый город успел побывать столицей штата Мэн, но потом, что то не срослось и столицу перенесли в Огасту. Зажигать портлендцы умели не по детски и в 1866 году празднуя день независимости 4 июля, спалили любимый город почти дотла. 1853 год стал для города знаковым, была окончена железная дорога Монреаль-Портленд и последний стал для канадского экспорта важным не замерзающим портом. К началу двадцатого века Портленд стал крупным железнодорожным дробь морским узлом.
Но к крейсеру, причины его появления связанны с событиями предшествующего десятилетия. В двадцатые годы двадцатого века, между крупными морскими державами развернулась не шуточная гонка морских вооружений. США, более всех жаждали победы в этой гонке, узрев и просчитав результаты судостроительной программы той же Японии и Англии, здорово обеспокоились. Беспокойство это окончилось Вашингтонским соглашением по ограничению тоннажа военных флотов ведущих держав. Герой этой статьи был результатом этого соглашения, где США желая одернуть коллег, пошла на самоограничения, дабы подать пример и в итоге здорово пролетела, с Британией за компанию. В тридцатых годах, Вашингтонское соглашение действовало номинально, часть участников, будущих противников Англии и США в неминуемой войне, откровенно ограничения стали игнорировать.
«Портленд» был третьим типом тяжелых крейсеров их хотели строить пять, построили лишь два, собственно «Портленд» и его братишку «Индианаполис». Проект являлся гибридизацией системы бронирования, двух предшествующих типов «Нортгемптон» и «Нью Орлеан», у предшественника «Нортгемптона» имелся недовес, который хотели использовать для увеличения длины корпуса, плюс усиления броневой защиты, но по итогу заметных улучшений получить не удалось. Строительство «Портлендов» напрямую увязывают с попыткой загрузить верфи работой в период великой депрессии, ну а не внятность улучшений определила малое число единиц проекта. Внешний вид «Портленда» восторга у меня не вызывает, ощущается какая то обрубленость оконечностей, просто требующих удлинения.
По основным размерениям, длина наибольшая 180.4 метра, ширина 20.1 метра, осадка 6,4 в стандарте и 7.3 в полной загрузке. Водоизмещение последствия Вашингтонского соглашения 10 тысяч тонн.
Особо стоит пройтись по артиллерии главного калибра, главный калибр «Портленда» девять стволов по 203 миллиметра, но вот башенная установка — это нечто. Видимо в целях экономии башня модификации Мк 14 имела единое наведение всех трех стволов по вертикали, еще проще, один общий подъемный механизм. Одно попадание в механизм и три ствола вышли из строя. На «Портленде» было три таких установки, две в носу, одна в корме. Стоит отметить, что на поздних типах крейсеров, башни были модификации Мк 15 позволявшей подымать три ствола по высоте независимо друг от друга. Тактический номер «Портленда» СА-33.
Скорость полная у «Портленда» был 32 узла с половинкой, на 15 узлах он мог отвинтить 10 тысяч миль. У него имелось две катапульты и 4 самолета на поплавках. К концу войны потребность в самолетах как корректировщиках огня отпадет и число их уменьшат. Что более всего поразило при изучении оснащения «Портленда», так это отсутствии хоть какого то упоминания о системах гидроакустики и противолодочного вооружения вообще. Эта особенность станет фатальной для его единственного собрата, который из-за гибели своей так раскручен, что фото в свободном доступе в основном его - «Индианаполиса».
Службу свою «Портленд» начал с операции по поиску экипажа погибшего 3 апреля 1933 года в Атлантике дирижабля флота «Акрон». Затем начались его скитания между дивизиями крейсеров, сначала четвертая, потом шестая, затем пятая (понизили), затем снова шестая. В начавшейся войне его первая боевая операция опять была спасательной, на это раз он спасал экипаж потопленного японцами авианосца «Легсингтон». Первые свои попадания «Портленд» получает в бою у острова Сайта Крус, его настигли три торпеды, по японски хитрых, видимо без взрывчатки, ибо ни одна не соизволила взорваться, а может они его просто пометили. А вот в ночном бою рядом с Гудуалканалом, все уже было по взрослому, опытная японская торпеда оторвала ко всем чертям два внутренних ходовых винта, руль заклинился в положении пять градусов на право. В довесок башня номер три заклинилась, видимо испугавшись. Утром описывающий круги подбитый «Портленд» выместил ярость свою на не вовремя пробегавшем мимо японском миноносце «Юдати», взорвав его с шестого залпа. Кое как «Портленд» дотянул до Тулаги, а оттуда, примотав его к доброму буксиру, «Портленд» утащили в Австралию. В Сиднее тяжелый крейсере полечили и он сумел дойти до дома, где ему окончательно смогли вернуть былую прыть. Затем была череда прикрытий и огневой поддержки десантов, которые выдавливали Японию с захваченных ею островов. За всю войну «Портленд» заслужил шестнадцать звезд, по тем материалам, что я нашел, так в ВМФ США отмечали участие корабля в сражениях. 12 июня 1946 года «Портленд» вывели в резерв, а в 1959 его продали для разделки на металл.