Найти тему

Немые свидетели древней истории и культуры татарского народа

Немым свидетелем древней истории татар являются эпиграфические памятники разных эпох. В условиях, когда основная масса средневековых татарских письменных источников оказалась утрачена, тексты эпитафий, сохранившихся на намогильных плитах, приобретают особую ценность. Не случайно исследователи в разное время проявляли интерес к этим памятникам. Упоминания о камнях, выявленных на территории Татарстана и других регионов, можно обнаружить в трудах Ш. Марджани, Х. Фаизханова, Г. Рахима, Г. Юсупова, Ф. Хакимзянова, М. Ахметзянова и др. Предметом их пристального внимания в основном являлись татарские памятники периода Золотой Орды, эпохи Казанского ханства. Вместе с тем, значительное число арабографичных намогильных плит XIX – начала XX столетия до сих пор остаются вне поля зрения исследователей. Между тем, именно в этот период татары переживали экономический и духовный подъем, появилась целая плеяда блестящих предпринимателей и религиозных деятелей.

Памятник 16 в., Тюлячинский район Республики Татарстан
Памятник 16 в., Тюлячинский район Республики Татарстан

Наличие каменных надгробий говорит о материальном благосостоянии, духовном развитии, религиозности и грамотности жителей конкретного селения. Памятники из камня ставили в основном представители духовенства и высших слоев общества, так как их изготовление обходилось очень дорого. Один камень по цене равнялся стоимости лошади, а за более изящные и красивые памятники приходилось отдавать стоимость нескольких лошадей. Поэтому простые крестьяне в лучшем случае могли рассчитывать на установку после смерти необработанного природного камня без надписи.

Сам процесс изготовления каменных надгробий был непростым и требовал много сил, терпения и трудолюбия. Поэтому для обработки отбирали недавно добытые и еще влажные камни. Если в процессе изготовления камень затвердевал, его помещали в воду, и он снова становился пригодным для резьбы. Технология обработки была стандартной. Камень сначала пилили пилой, придавая ему форму, затем с помощью пера, трафаретов и специальных инструментов начинали писать и украшать орнаментами.

Памятник 19 в., Кукморский район Республики Татарстан
Памятник 19 в., Кукморский район Республики Татарстан

Установка каменных надгробий получила широкое распространение особенно во второй половине XIX столетия. В этом усматривается прямая связь с буржуазными реформами 1860-х годов, которые стимулировали предпринимательскую активность татар, способствовали образованию среди них зажиточной прослойки, повышению общей грамотности татарского населения.

Памятник 1921 г., Сармановский район Республики Татарстан
Памятник 1921 г., Сармановский район Республики Татарстан

Наиболее активно намогильные памятники устанавливались в 1900–1910-х годах. Начиная с 1920-х годов число этих камней, выполненных в мусульманских традициях, начинает снижаться вследствие обеднения населения в результате Первой мировой войны, Гражданской войны, голода 1921–1922 годов, а также распространения коммунистической идеологии. В середине ХХ в. их счет уже идет на единицы.

Начало этой статьи здесь: https://zen.yandex.ru/media/id/5eeb7eb6e0d57b0e43ff4624/drevnie-namogilnye-pamiatniki-tatar-5f0063bf84a801506ee3c876