Немым свидетелем древней истории татар являются эпиграфические памятники разных эпох. В условиях, когда основная масса средневековых татарских письменных источников оказалась утрачена, тексты эпитафий, сохранившихся на намогильных плитах, приобретают особую ценность. Не случайно исследователи в разное время проявляли интерес к этим памятникам. Упоминания о камнях, выявленных на территории Татарстана и других регионов, можно обнаружить в трудах Ш. Марджани, Х. Фаизханова, Г. Рахима, Г. Юсупова, Ф. Хакимзянова, М. Ахметзянова и др. Предметом их пристального внимания в основном являлись татарские памятники периода Золотой Орды, эпохи Казанского ханства. Вместе с тем, значительное число арабографичных намогильных плит XIX – начала XX столетия до сих пор остаются вне поля зрения исследователей. Между тем, именно в этот период татары переживали экономический и духовный подъем, появилась целая плеяда блестящих предпринимателей и религиозных деятелей.
Наличие каменных надгробий говорит о материальном благосостоянии, духовном развитии, религиозности и грамотности жителей конкретного селения. Памятники из камня ставили в основном представители духовенства и высших слоев общества, так как их изготовление обходилось очень дорого. Один камень по цене равнялся стоимости лошади, а за более изящные и красивые памятники приходилось отдавать стоимость нескольких лошадей. Поэтому простые крестьяне в лучшем случае могли рассчитывать на установку после смерти необработанного природного камня без надписи.
Сам процесс изготовления каменных надгробий был непростым и требовал много сил, терпения и трудолюбия. Поэтому для обработки отбирали недавно добытые и еще влажные камни. Если в процессе изготовления камень затвердевал, его помещали в воду, и он снова становился пригодным для резьбы. Технология обработки была стандартной. Камень сначала пилили пилой, придавая ему форму, затем с помощью пера, трафаретов и специальных инструментов начинали писать и украшать орнаментами.
Установка каменных надгробий получила широкое распространение особенно во второй половине XIX столетия. В этом усматривается прямая связь с буржуазными реформами 1860-х годов, которые стимулировали предпринимательскую активность татар, способствовали образованию среди них зажиточной прослойки, повышению общей грамотности татарского населения.
Наиболее активно намогильные памятники устанавливались в 1900–1910-х годах. Начиная с 1920-х годов число этих камней, выполненных в мусульманских традициях, начинает снижаться вследствие обеднения населения в результате Первой мировой войны, Гражданской войны, голода 1921–1922 годов, а также распространения коммунистической идеологии. В середине ХХ в. их счет уже идет на единицы.
Начало этой статьи здесь: https://zen.yandex.ru/media/id/5eeb7eb6e0d57b0e43ff4624/drevnie-namogilnye-pamiatniki-tatar-5f0063bf84a801506ee3c876