Найти в Дзене
ART OXIGEN | ЖИВОПИСЬ

Александр Дейнека - "Загадочная картинка" в "Безбожнике", Vanity Fair и т.д.

Дейнека родился в простой рабочей семье в Курске.

Это был врожденный талант. По словам самого Дейнеки, с детства рисование было его единственной страстью.

Сохранился архив детских рисунков художника, сделанных в возрасте 3-5 лет, которые он, в последствии, использовал в журнальной графике.

Подписываясь на канал и ставя "лайк", Вы поддерживаете развитие канала!
Подписываясь на канал и ставя "лайк", Вы поддерживаете развитие канала!
-2

После революции Дейнека учился в Харькове (ХУ, 1914–1918), вернувшись в Курск оформлял революционные праздники, агитпоезда, работал фотографом в уголовном розыске.

Весной 1919 г. призыв в армию, - грянула гражданская война.

В 1920 году Дейнека поступает во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские, г. Москва, учился 1920–1925 гг.), появившийся после революции на месте бывшего Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Откуда ушел так и не защитив диплом.

Дейнека выбрал полиграфический факультет, где тогда преподавали В. А. Фаворский, прекрасный графический художник, иллюстрировавший книги, и Н. И. Нивинский.

Этим объясняется множество графических работ у художника, которую мы практически не знаем.

Замечательные полит плакаты Александра Дейнеки:

литография, 1930 г., 77 х 109 см
литография, 1930 г., 77 х 109 см
Карикатура "Золотая молодежь"
Карикатура "Золотая молодежь"

Ниже - рисунок Александра Дейнеки, выполненный для журнала "Безбожник у станка", озаглавленный "Загадочная картинка".

Журнал "Безбожник у станка", рис. А. Дейнека
Журнал "Безбожник у станка", рис. А. Дейнека

Наверху подпись "Загадочная картинка.", внизу иллюстрации вопрос - "Которая из них безбожница?" - типичный сюжет советской идеологической пропаганды, - обличающий "ленивую буржуазию" (левая часть рисунка) и воспевающий "труженицу" производства (правая часть рисунка).

В общем-то, никакого вопроса здесь нет, сразу ясно, кого сам автор рисунка считает "безбожницей". Дама с ридикюлем в руке (ведущая праздный образ жизни), полная, с висящим животом и размалеванными красной помадой губами, стоит на кафельном полу в квартире на фоне абажура. "Ударница труда" расположена справа (то есть сторонница "правого" дела) помещена выше представительницы буржуазии, в красной рубахе, с красной повязкой, с руками, сжатыми в кулаки, она парит в воздухе в решительной устойчивой позе, при этом, визуально правая часть рисунка занимает больше места и выделена красным.

Графика - очень важная часть творчества Дейнеки, она, по сути, заложила основу творчества художника. Отдельные сюжеты Дейнека использовал многократно, - из книжной графики фигуры переделывались в живопись, холсты резались, многократно перекраивались...

Дейнека много публиковался в журналах у нас и за рубежом.

Графика художника появляется на страницах журналов "Искорка", "Даешь социалистическое соревнование", "Безбожник у станка", "Красная нива", "Vanity Fair".
Подписываясь на канал и ставя "лайк", Вы поддерживаете развитие канала.
Подписываясь на канал и ставя "лайк", Вы поддерживаете развитие канала.
-7
-8
-9
-10
-11

1920 - 1930-е годы - Октябрьская социалистическая революция и последовавшая за ней гражданская война повергли страну в разруху и голод.

Необходимо было мобилизовывать усилия на скорейшее восстановление.

Строилась новая жизнь, отовсюду слышалось - индустриализация... первая пятилетка... БАМ (Байкало-Амурская магистраль)... Стахановское движение... передовики производства... перевыполнили план... покорили...добыли... превысили...проложили, - требовались героические усилия на пределе человеческих возможностей для восстановления страны.

Это было время всеобщего единения, время, когда объединив усилия всего народа нужно было поднимать страну из руин, и молодые советские художники играли важнейшую роль, задавая ритм всей стране.

Все пестрело лозунгами, призывами к новым рекордам - это было время экспансии, великих свершений, идеологического соревнования с капиталистическими странами.

"В период первой пятилетки мы сумели организовать энтузиазм, пафос нового строительства и добились решающих успехов."
"Теперь это дело должны мы дополнить энтузиазмом, пафосом, освоения новых заводов и новой техники."
Сталин
Первая пятилетка, 1933, литография, 101.6 х 71.1 см
Первая пятилетка, 1933, литография, 101.6 х 71.1 см
Дейнека А. Первое мая.
Дейнека А. Первое мая.
Дейнека А. "Физкультурники"
Дейнека А. "Физкультурники"
1927 Эскиз картины "Текстильщицы". Б., тушь, акв. 35,5х45 Ссх Дейнека А.
1927 Эскиз картины "Текстильщицы". Б., тушь, акв. 35,5х45 Ссх Дейнека А.

Видео экспозиция картин Александра Дейнеки: