Дейнека родился в простой рабочей семье в Курске.
Это был врожденный талант. По словам самого Дейнеки, с детства рисование было его единственной страстью.
Сохранился архив детских рисунков художника, сделанных в возрасте 3-5 лет, которые он, в последствии, использовал в журнальной графике.
После революции Дейнека учился в Харькове (ХУ, 1914–1918), вернувшись в Курск оформлял революционные праздники, агитпоезда, работал фотографом в уголовном розыске.
Весной 1919 г. призыв в армию, - грянула гражданская война.
В 1920 году Дейнека поступает во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские, г. Москва, учился 1920–1925 гг.), появившийся после революции на месте бывшего Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Откуда ушел так и не защитив диплом.
Дейнека выбрал полиграфический факультет, где тогда преподавали В. А. Фаворский, прекрасный графический художник, иллюстрировавший книги, и Н. И. Нивинский.
Этим объясняется множество графических работ у художника, которую мы практически не знаем.
Замечательные полит плакаты Александра Дейнеки:
Ниже - рисунок Александра Дейнеки, выполненный для журнала "Безбожник у станка", озаглавленный "Загадочная картинка".
Наверху подпись "Загадочная картинка.", внизу иллюстрации вопрос - "Которая из них безбожница?" - типичный сюжет советской идеологической пропаганды, - обличающий "ленивую буржуазию" (левая часть рисунка) и воспевающий "труженицу" производства (правая часть рисунка).
В общем-то, никакого вопроса здесь нет, сразу ясно, кого сам автор рисунка считает "безбожницей". Дама с ридикюлем в руке (ведущая праздный образ жизни), полная, с висящим животом и размалеванными красной помадой губами, стоит на кафельном полу в квартире на фоне абажура. "Ударница труда" расположена справа (то есть сторонница "правого" дела) помещена выше представительницы буржуазии, в красной рубахе, с красной повязкой, с руками, сжатыми в кулаки, она парит в воздухе в решительной устойчивой позе, при этом, визуально правая часть рисунка занимает больше места и выделена красным.
Графика - очень важная часть творчества Дейнеки, она, по сути, заложила основу творчества художника. Отдельные сюжеты Дейнека использовал многократно, - из книжной графики фигуры переделывались в живопись, холсты резались, многократно перекраивались...
Дейнека много публиковался в журналах у нас и за рубежом.
Графика художника появляется на страницах журналов "Искорка", "Даешь социалистическое соревнование", "Безбожник у станка", "Красная нива", "Vanity Fair".
1920 - 1930-е годы - Октябрьская социалистическая революция и последовавшая за ней гражданская война повергли страну в разруху и голод.
Необходимо было мобилизовывать усилия на скорейшее восстановление.
Строилась новая жизнь, отовсюду слышалось - индустриализация... первая пятилетка... БАМ (Байкало-Амурская магистраль)... Стахановское движение... передовики производства... перевыполнили план... покорили...добыли... превысили...проложили, - требовались героические усилия на пределе человеческих возможностей для восстановления страны.
Это было время всеобщего единения, время, когда объединив усилия всего народа нужно было поднимать страну из руин, и молодые советские художники играли важнейшую роль, задавая ритм всей стране.
Все пестрело лозунгами, призывами к новым рекордам - это было время экспансии, великих свершений, идеологического соревнования с капиталистическими странами.
"В период первой пятилетки мы сумели организовать энтузиазм, пафос нового строительства и добились решающих успехов."
"Теперь это дело должны мы дополнить энтузиазмом, пафосом, освоения новых заводов и новой техники."
Сталин
Видео экспозиция картин Александра Дейнеки: