Найти тему

Принципы Команды, успешной и в кризис

Оглавление

В последнее время на интервью меня повадились спрашивать: "А на каких принципах/столпах/правилах/основаниях/и т.д. строится Ваша команда?"

И многие удивляются, когда я могу их сформулировать достаточно чётко, а не пытаюсь выдумывать что-то на ходу, растекаясь мысью по древу. А всё потому, что когда-то я задумался: что же сделало мою команду такой классной, чем эти люди отличаются настолько, что даже в последние кризисы у нас всегда были все заняты, не было ни одного сокращения, и ребята работают по 10 лет и больше.

Я не утверждаю, что эти принципы подойдут всем. Более того, я уверен, что у каждой команды должны быть свои принципы, свойственные именно ей. Но сам люблю узнавать принципы построения других команд, чтобы черпать нечто полезное из них.

Делать чуть больше, чем от тебя ожидают

Я называю это нашим девизом.

Это относится и к тому, что ребята делают для заказчиков и Команды, и к тому, что Департамент делает для ребят.

Например, когда ещё все сидели на HDD-винчестерах, и, в принципе, не жаловались на производительность, один из сотрудников принёс SSD-винчестер и работал на нём. Отзывы были настолько хорошими, что мы компенсировали сотруднику и стоимость SSD, и ещё дали премию за инициативу. После чего начали переоборудовать компьютеры на SSD+HDD конфигурацию по-умолчанию.

Такое поощрение инициативы порождает её дальнейшее распространение, а то, что компания всегда пытается быть на шаг впереди нужд и потребностей (в рамках своих возможностей ) ) - позволяет ребятам понимать, что о них помнят, думают и заботятся.

Хотя, безусловно, одинаковая забота подходит не всем ) Кому-то и вода в кулере ок, а кто-то рассчитывает на Хеннеси )
Хотя, безусловно, одинаковая забота подходит не всем ) Кому-то и вода в кулере ок, а кто-то рассчитывает на Хеннеси )

В целом примеров куча: заказчики постоянно удивляются инициативам наших ребят, а менеджеры стараются выходить за рамки обычной организации работы и придумывать что-то новое: от обучения, пятничных пуфиков и карты развития до сплавов, усадеб и совместного создания символа Департамента (кстати, тоже идея сотрудника).

И да, это не работа PR или HR. Это работа менеджера в первую очередь. Если PR и HR вам помогает и сам что-то предлагает - можно сказать, что вам повезло. Порадуйся, поблагодари, купи мороженое, цветы, шоколадку (как говорится: "девушкам - цветы, детям - мороженное", и лучше не путать), поблагодари ещё раз и сделай что-нибудь и для них.

(Кросс)-обучение

Мы верим, что без обучения невозможно двигаться вперёд.

Обучаться самому, на курсах только, читая литературу и т.д. - сложно. Потому мы практикуем "кружки" или "кроссэды" (от Cross Education - перекрёстное обучение).

Проходят они по-разному, всегда стараемся формат подобрать оптимизированный для той или иной группы. Не всегда это даже кросс-обучение, это бывают и семинары, "пуфики" (короткие выступления на 30 минут по какой-то теме на пуфиках в офисе у доски), воркшопы и т.д.

Главное - обучаться!

Команда, атмосфера, открытость

Я люблю факты, и для устранения когнитивного искажения стараюсь вести статистику по некоторым параметрам.

Один из вопросов, который я задаю людям, прошедшим испытательный срок успешно: "Что тебе понравилось больше всего?". "Команда, атмосфера, коллектив" - сейчас эти ответы самые популярные, и набрали, да простят меня беларусы - 82,5%. Подсчёт точный, сторонние наблюдатели согласны с выводами)

Во время кризиса и постоянной удалёнки поддерживать атмосферу сложнее. Но я старался придерживаться принципа открытости. Каждую неделю я выступал перед Командой с новостями, чтобы не держать ребят в неведении, ободрял и поддерживал, честно делился проблемами и говорил, что каждый может сделать, чтобы Департамент успешно преодолел препятствия, и все остались на своих местах и были довольны. Как итог - шикарная работа всей Команды, рост даже во время кризиса, ни одного сокращения. Открытость работает, когда вы вместе!

Нацеленность на решение проблем

Как и во всей Компании мы очень ценим качество и всегда стараемся всё делать по высшему разряду.

Но кроме того, мы очень любим, когда заказчик приходит с проблемой, и мы её решаем. Не просто следуем чьей-то указке, а действительно проявляем или инженерное мышление, или командную работу и решаем настоящую проблему заказчика.

Буквально в начале года к нам пришёл заказчик с проблемой: предыдущая команда разбежалась, всё лежит, помогите. Проект - с большими данными, микросервисами, несколькими языками программирования, в общем - очень сложный. И команда из наших супермэнов в считанные дни подняла тяжёлый проект. Причём под лозунгом: "Не говорите, что нам делать, а просто дайте нам проблему и инструменты".

Заказчики ценят нас именно за это. Но у такого подхода есть очень неприятная обратная сторона - он слабо масштабируется. С финансовой точки зрения в условиях массового "войти в айти" часто лучше работает "галерный" подход: идёт найм "гребцов", которые что-то делают по указке и в строго отведённых рамках, часто - без поощрения роста.

Каким подходом руководствоваться и какие цели преследовать - решать тебе самому.

И в конце хотелось бы повториться - это принципы моей Команды. По каким принципам будет работать твоя команда - решать в том числе и тебе самому. Ведь каждый менеджер ищет людей "под себя", какими бы "объективными" они сами себя не считали.

До скорого!

Ваш Слишком бодрый менеджер.

https://t.me/asliborsky