.
Когда Маркса называют философом начала Великой Матери, (подразумевая материализм Маркса, в том контесте, в каком материя олицетворяет начало пассивное и женское, ) допускают грубую философскую ошибку, поскольку, у Маркса первична активность человека , даже более активна чем у Гегеля, у которого эта же активность производна от Идеи. У Маркса же активность человека лишь обусловлена исторически, но ни от чего не производна, в том числе и от истории, поскольку, субъект по Марксу производит историю, в ней узнавая (или забывая) себя, в той мере, в какой и личность и общество очеловечивают мир. В материализме, Маркса часто упрекают традиционалисты. На самом деле, традиционалисты - усложняют философию , но упрощают саму жизнь, и потому часто выбирают лишь прошлое. А марксизм, может быть, отчасти упрощал философию , но усложнял жизнь, и потому, ставил на будущее. Хотя, насколько будущее удалось - другой вопрос.