Найти тему
Злой дядька

Рунические письма в Скандинавии

1950-е годы стали временем открытия бытовой письменности на Руси и в Скандинавии.

Скоро, 26 июля, мы будем в очередной раз отмечать День бересты, потому что 26 июля 1951 года в Великом Новгороде была найдена первая берестяная грамота.

Спустя четыре года, в 1955 году, в результате пожара были полностью уничтожены старые постройки в Брюггене, средневековой гавани города Берген в Норвегии, в результате чего территория стала доступной для археологических исследований. В первый же год раскопок были извлечены десятки, а в последующие годы - сотни деревянных стержней (rúnakefli) с руническими текстами. (Сейчас найдено более семи сотен).

Аналогичные находки были сделаны позднее и в средневековых городах Швеции (около 800 надписей): в Лёдёсе (на 42 предметах, включая рунический календарь), Лунде (более 20 надписей на костях животных) и Сигтуне (до 20 надписей на костях животных).

В Дании (около 60) - в Хедебю и Рибе.

В Норвегии, кроме Бергена, находки были в Тронхейме.

В Ирландии - в Дублине (более 20 фрагментарных и частично нечитаемых надписей на костях животных и деревянных дощечках)

На территории поморских славян (около 40 на стержнях, костях и различных предметах). Были находки и в Восточной Европе.

Руническое письмо, как выяснилось, распространялось по всей территории, где жили или более или менее постоянно находились скандинавы.

И бергенские, и новгородские надписи оставлены или получены обычными жителями средневековых городов: ремесленниками, купцами, ростовщиками, сборщиками налогов, их женами и дочерьми. Не оставалось сомнения в грамотности значительной части населения, как Скандинавских стран, где древнейшие рунические стержни датируются IX веком, так и Руси, где грамоты появляются в XI веке. В обоих регионах бытовые надписи на стержнях и на бересте продолжали существовать вплоть до XV века.

Бытовое руническое письмо долгое время не привлекало внимания рунологов: их интерес был сосредоточен на каменных богато орнаментированных стелах с мемориальными текстами. Отдельные находки надписей на предметах, костях, деревянных стержнях рассматривались как случайные. Лишь немногие из них, как стержень из Старой Ладоги, вызывали интерес. Лишь после обнародования "Бергенского архива" началось более или менее систематическое изучение этого вида письма, отличающегося от "монументального" и палеографическими особенностями, и содержанием, и культурным контекстом.

Большую часть предметов с бытовым письмом составляют деревянные стержни с выровненной одной, двумя или четырьмя поверхностями, на которые наносили знаки поперек древесных волокон. Размеры стержней сильно варьируют: от 10 до 70 см в длину и от 1,5 до 4-5 см в толщину. Судя по находкам древнейших рунических стержней (в Старой Ладоге и Хедебю), использование рунического письма в бытовых целях восходит по меньшей мере к тому времени, когда завершается переход от 24-значного старшерунического к 16-значному младшеруническому ряду, то есть к IX веке.

От предшествующего времени до нас дошли надписи только на камнях (как правило, мемориальные) и металлических предметах (личные имена, магические формулы, подписи мастеров-рунографов и т.п.). Судя по характеру этих текстов, отсутствие бытовых надписей объясняется не плохой сохранностью дерева, а культурно-функциональными особенностями старшерунической письменности: ее эзотеричностью (не случайно среди старших надписей выделяется группа с формулой "Я, такой-то, [сделал, вырезал, написал]...") и, соответственно, небольшим числом людей, владевших ею.

Проникновение латинского письма после принятия христианства в конце X - начале XI в. в Скандинавских странах существенно потеснило руническое письмо, пожалуй, только в Дании, подвергавшейся более сильному влиянию Германии. В остальном скандинавском мире руническая и латинская письменности заняли разные культурные пространства. Руническое письмо осталось массовым, бытовым, латинское использовалось для записи текстов церковного характера, документов, позднее - литературных произведений.

По своему содержанию выделяется несколько тематических групп надписей: владельческие бирки, личная переписка, долговые записи;, любовные письма, стихотворные послания, христианские надписи, заклинания и заговоры, алфавиты.

Три письма были вырезаны в различные моменты гражданской войны, начавшейся после смерти Сигурда Крестоносца в 1130 году между претендентами на норвежский трон в условиях неясности законов о престолонаследии и резкого ухудшения положения бондов, превратившейся в ожесточенную борьбу двух партий (багглеров - "посошников" и биркебейнеров - "лапотников") и завершившейся окончательным закреплением на престоле Хакона Хаконарсона в 1240 году (коронован в 1217 году), с которым заключал договор Александр Невский.

Попытки записи пространных текстов на пергамене руникой, видимо, распространения не получили. Впрочем, это сообщение Олая Магнуса часто ставится под сомнение. До нас дошла лишь одна руническая рукопись (существует еще несколько отдельных листов), которая содержит "Законы Сконе" и была написана около 1300 года (так называемый Codex runicus).

При написании поста автор активно пользовался статьёй
Е.А. Мельникова
"Я помню тебя...": бытовое руническое письмо в Скандинавии
Stratum plus. Археология и культурная антропология, №5 (2014).