Найти тему

ПОСЛАНИЕ К ЕВРЕЯМ (ч.47): ВЕРА МОИСЕЯ

(Евр. 11:24–29)

Когда Моисей вырос, вера его родителей стала его верой. Текст называет пять разных случаев верности Моисея.

«Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараона и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почёл большим для себя богатством, нежели египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние. Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был твёрд. Верою совершил он пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их. Верою перешли они Красное море, как по суше; на что покусившись, египтяне потонули».

ВЕРА, КОТОРАЯ «ОТКАЗАЛАСЬ» (11:24)

Моисей мог бы жить князем в величайшей стране, известной на те времена, но он рассудил иначе. «Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараона» (ст. 24). Слово «отказался» имеет время аорист, что указывает на конкретное действие: решение отказаться от Египта.

От чего же конкретно отказывался Моисей, делая такой выбор? Некоторые авторы считают, что Моисея усыновила Хатшепсут, единственная дочь фараона Тутмоса I, и что сама она не имела детей, хотя долгое время состояла в браке. Возможно, если бы Моисей остался в доме фараона, то его возвели бы на египетский престол.

ВЕРА, КОТОРАЯ СДЕЛАЛА ВЫБОР (11:25)

Решение оставить Египет было принято после тщательного обдумывания и стало бесповоротным. Отказываясь от своего положения в доме фараона, Моисей «лучше захотел страдать с народом Божиим» (ст. 25). В дни Моисея с рабами обходились очень жестоко. Как и Иисус, Моисей сочувствовал бедным и страдающим людям среди своего народа.

Легко стать жертвой «временного греховного наслаждения». Кроме того, человек может «ожесточиться, обольстившись грехом» (Евр. 3:13). Моисей имел возможность возглавить либо Египет, либо израильтян, и он выбрал последнее. Он мог рассуждать так: «Иосиф возвысился в этой стране и оставался здесь до самой смерти. При этом он же хорошо служил Богу и своей стране, так почему я не могу делать то же самое?» Но если Моисей и подумал так, он, видимо, выбросил эту мысль из головы — так велела ему его вера. Он достаточно нагляделся на Египет с его временным благополучием и распутным образом жизни.

ВЕРА, КОТОРАЯ СОЧЛА (11:26)

Моисей счёл Божьи дела драгоценнее, чем «египетские сокровища» (ст. 26). Богатство Египта уже тогда было легендарным. Часть этого огромного богатства обнаружили в 1922 г., после шестилетних раскопок, в захоронении царя Тутанхамона Говард Картер и лорд Карнарвон. Гробница оставалась запечатанной почти 3500 лет. Наконец эта редкая находка была вскрыта, и взору предстало золотое великолепие погребального саркофага молодого царя и другие предметы в таком количестве, что все и не перечислить. Золотая маска из гробницы — одно из прекраснейших сокровищ мира. Тело юного царя покоилось в двух больших саркофагах, помещённых один в другой, оба из чистого золота! Сам царь Тутанхамон, умерший в восемнадцать или девятнадцать лет, был одним из самых незначительных фараонов, но его гробница убедительно демонстрирует, насколько богат был древний Египет.

Моисея и Тутанхамона разделял всего один век. Тутанхамона помнят из-за его богатства, а Моисей живёт в памяти Бога и верных всех времён. Последний встал на сторону занимавших низкое положение израильтян, потому что это была Божья сторона. Жизнь царя Тутанхамона говорит о том, что слава и богатство длятся лишь короткое время. Богатству и власти Египта пришёл конец, а богатство и власть Бога продолжается. Страсть к земному богатству может стать привычной и пагубной. Моисей решил разделить судьбу притесняемого народа и всецело стал одним из них в их страданиях.

Делая такой выбор (ст. 25), Моисей сравнил богатство Египта с «оскорблениями, выпавшими на долю Помазанника Божьего» (Российское Библейское Общество) — или «помазанных Божьих». В последнем случае речь может идти об израильтянах, но слово христос в Послании к евреям употребляется только по отношению к Христу. Если фраза указывает на «избранный народ», тогда этот стих означает, что Моисей решил страдать вместе с ними. Он будет страдать так же, как многие другие поставленные (или «помазанные») Богом вестники будущих столетий. Однако лучшим толкованием представляется то, что он соединился с «Христом». Верхом поношения будут страдания Мессии. Христиане из иудеев, чья стойкость могла поколебаться в результате того позора, которому подвергли Христа, значительно ободрятся, прочитав о преданности Моисея Божьему делу.

«Поношение Христово» может означать то же поношение (или поругание), которое понёс лично Христос (см. 13:13). В какой-то степени каждый святой должен понести его (2 Тим. 3:12). Поскольку христиане, получившие Послание к евреям, страдали за свою верность Христу, пример Моисея мог иметь для них огромное значение.

Вся работа Моисея вела к Христу и указывала на Христа. Это может служить намёком на то, что Моисей получил некое откровение, связывавшее его труд с трудом Христа. Принимая на себя такую задачу, он отождествил себя с Божьим народом, а более конкретно — с Христом, который позже должен был претерпеть поношение. Возможно, именно в этом смысле он посчитал «поношение Христово» таким ценным. Если он не знал тогда, то узнал позже, что он был подобен грядущему Мессии (Втор. 18:15–18). Если Авраам знал о Христе (Ин. 8:56), то и Моисей непременно должен был знать некоторые истины о Мессии. Возможно, как и Павел, что другие считали преимуществом, то он ради Христа почитал тщетой (Фил. 3:7–10). Мы должны усвоить то, что знал Моисей и что видел Иов: «Веселье беззаконных кратковременно и радость лицемера мгновенна» (Иов. 20:5).

ВЕРА, КОТОРАЯ «ВЗИРАЛА» (11:26, 27)

В стихе 26 мы видим мотивацию решения Моисея: «ибо он взирал на воздаяние». Употреблённое здесь слово, от мистаподосиа, встречается также в 2:2 и 10:35. Оно отражает важную мысль в «Евреям» и означает либо «награду», либо «наказание». В Современном Переводе и других современных переводах это «награда».

Взирая на эти варианты, Моисей видел будущую награду куда большую, чем земные сокровища, и верил, что она многократно возместит все временные угрозы и поношения, которые могут пасть на его голову за то, что он отверг египетское богатство и власть. Возможно, он принял это решение ещё до того, как убил египтянина.

Кажется, что фраза «не убоявшись гнева царского» (ст. 27) противоречит Исх. 2:11–15, где говорится, что Моисей убежал в страхе после убийства египтянина. Он мог испугаться за свою личную безопасность, хотя у него не было страха относительно его решения служить Богу, а не Египту. «Положим, он испугался, но не это заставило его покинуть Египет; его уход из Египта был актом веры» (Брюс). Требовалось большое мужество, чтобы убежать от гнева деспотического правителя, который мог в любом месте его выследить и убить, но его вера даже важнее мужества. Бог защитил его, потому что он действовал в вере. «Оставив Египет, Моисей встал в один ряд со своими предками, которые странствовали по земле, не имея отчизны» (Кёстер). К тому времени его вера в Бога Израиля уже полностью сформировалась, и страх уменьшился.

Аргументы, призванные показать, что Моисей не боялся царя, когда уходил в первый раз, кажутся надуманными. Однако если это было сделано, как говорит текст, под воздействием веры, тогда он ушёл, чтобы получить то, что, как он верил, Бог приготовил ему. Как бы там ни было, страх, если и присутствовал, был ничто по сравнению с его желанием служить Богу.

Альтернативный взгляд на решение кажущегося противоречия относительно страха Моисея — это принять тот факт, что Моисей уходил из Египта в двух случаях. Один раз он бежал из страха перед фараоном (Исх. 2), а в другой раз он вывел народ израильский из Египта (Исх. 13). Если события, связанные с Исходом, в Евр. 11 изложены в хронологическом порядке, тогда в стихе 27 говорится о его отбытии в землю Мадиамскую, а не в Ханаан. Но всё же более вероятно, что стих 27 говорит об Исходе.

Хотя Моисей и заявлял, что не обладает нужными качествами, чтобы предстать перед фараоном, он быстро восстановил умение вести дворцовые переговоры и смелость использовать это умение. Возможно, за сорок лет скитания по пустыне он почти забыл то, чему научился, живя при царе, но он очень скоро перестал бояться фараона (Исх. 5—12). Во второй раз он действительно оставил Египет «верой», «не убоявшись фараона». Перейдя Красное море, он вошёл в пустыню, чтобы поклониться Богу.

Ветхий Завет ничего не говорит о царском гневе во время Исхода, но преследование убегавших рабов наводит на мысль, что они пошли против желаний царя (Исх. 14:5–9). Именно в этот момент Моисей был «твёрд» (ст. 27). С этого момента и до конца он оставался «твёрд» в вере, сделавшись вождём своего народа. Временами он был практически совсем один правый пред Богом.

Одной причиной его стойкости была его память о том, что он видел «Невидимого» (ст. 27). Ведь на самом деле у несгорающего куста Моисей «видел» Бога (Исх. 3:2–6). В Исходе часто говорится об особых отношениях Моисея с Богом, о его дружеских беседах с Ним «лицом к лицу» (33:11; см. Чис. 12:7, 8).

Тот, кого видел Моисей в горящем, но несгорающем кусте, назван «ангелом Господним» (Исх. 3:2). Тогда он увидел не Самого Бога, а Его проявление. Однако отрывок поясняет, что он закрыл своё лицо, чтобы не смотреть на Бога (Исх. 3:6). Моисею, очевидно, было позволено увидеть особое проявление Божества, но не смотреть на «лицо» Самого Бога. Апостол Иоанн, несомненно, знал об этом случае с Моисеем, когда писал: «Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, — Он явил» (Ин. 1:18). Моисей видел Бога «сзади» (Исх. 33:20–23), «так сказать, отблеск божественной славы» (Брюс). Это можно сравнить с тем, как ночью человек видит огненный шлейф, вырывающийся из реактивного двигателя. Он видит огонь, но не заключённую в двигателе силу, которая фактически толкает самолёт вперёд. Никакая аналогия не может в полной мере описать Бога, но эта идея, думается, поможет приблизиться к этой цели.

По ещё одному толкованию стих 27 вообще не ссылается на случай с горящим кустом. Автор, возможно, просто думал о том, что Моисей видел «верой», которая «есть уверенность в невидимом» (11:1).

ВЕРА, КОТОРАЯ ПОВИНОВАЛАСЬ (11:28, 29)

Совершая с евреями пасху, Моисей действовал в соответствии с Божьей волей (ст. 28). Он во многом походил на Ноя, когда тот был предупреждён о скором потопе; то есть оба они действовали в полном согласии с Божьим повелением, хотя и не видели физического свидетельства того, что ожидалось в ближайшем будущем. Верой Моисей «совершил» пасху (или «установил» её, как сказано в Российском Библейском Обществе). Слово «совершил» — это пойэо («делать»), что в данном контексте может означать «устанавливать», «учреждать». Глагол имеет совершенный вид, а это означает, что с момента установления пасха продолжала совершаться вплоть до времени написания Послания к евреям.

Пасхальная жертва возникла не в уме человека. Заклание агнца, кропление его кровью и съедание его мяса не имело очевидной связи со спасением первенцев Израиля. Моисей просто поверил Богу на слово и исполнил Его повеления. Он сказал людям, что делать, и первенцы были спасены благодаря послушной вере. Пасха служила прообразом жертвы Христа, который зовётся нашей Пасхой (ст. 28; 1 Кор. 5:7).

В Ветхом Завете нет упоминания «ангела смерти». В Исх. 12:11–14 не говорится ни о каком таком ангеле; губителем здесь представляется Бог. Стих 13 говорит: «…[Я] увижу кровь, и пройду мимо вас…». Стих 23 упоминает «губителя», который, очевидно, не является Самим Богом. Однако можно сказать, что Бог делает всё то, что делают ангелы по Его указанию (см. Быт. 22:15–18). Когда в Египет пришла смерть, Израиль совершал трапезу в полной безопасности. Израиль спасся верой (ст. 28, 29).

Почти сразу после того как народ поел, вышел указ от фараона всем им уходить (Исх. 12:29–32). Вскоре люди добрались до Красного моря. «Красное море» (ст. 29) в «Евреям» буквально означает «Тростниковое море»; на «Красное море» это название было изменено в Септуагинте. Когда армия фараона настигла Израиль, казалось, их гибель неминуема — пока Господь вновь не спас их (Исх. 14:10–14).

Морское дно Бог превратил в сушу (Исх. 14:16). И хотя вера людей, возможно, была слабой, тем не менее, они пересекли море посуху. Они могли это сделать верой, выполняя Божье повеление идти вперёд. Благодаря вере и тому, что они «перешли», они познали Господне избавление. Заметьте, что они были избавлены верой и спасены «в тот день», и в это же самое время египетские воины утонули (Исх. 14:28, 30). Египет ходил только видением; они видели расступившиеся воды моря. Они самонадеянно ринулись вперёд без слова от Бога; таким образом, у них не было настоящей «веры», на основании которой они могли бы действовать. И в результате произошло то, чего и следовало ожидать: они утонули.

ВЕРА МОИСЕЯ ПЕРЕД ЛИЦОМ ИСПЫТАНИЙ

Жизнь Моисея была под угрозой с самого момента рождения, но благодаря вере его родителей он был спасён (ст. 23). Возможно, Амрам и Иохаведа продемонстрировали свою веру, позвав бесстрашных и верных повивальных бабок по имени Шифра и Фуа (Исх. 1:15–22). Никому другому не доверили они рождение своего ребёнка.

Моисей вырос со словами своей матери/кормилицы, звучавшими в его ушах: «Ты еврей, ты принадлежишь к избранному народу Божьему, ты не египтянин». Вера Иохаведы стала его верой. Да и как могло быть иначе, когда он узнал о том, как его родители рисковали собой ради него? Нашим детям нужно напоминать, с какой нежностью мы кормили их и заботились о них многие годы, как не спали по ночам, когда они болели. Рассказывая об этом, мы можем показать своим детям, как они важны для нас и для этого мира.

Я помню, как в раннем детстве мама читала мне детскую Библию. Мне кажется, моя сегодняшняя вера больше объясняется именно этим, нежели чем-либо ещё. Мамы, ваша вера, любовь и забота может продолжать жить в последующих поколениях, если ваши дети видят её в действии.

Став взрослым, Моисей в каждом своём судьбоносном решении шёл против властей, ибо он покорился Высшей Власти. Он решил отречься от царского положения и стать крестьянином, терпеть плохое обращение вместо дворцовых утех, отказаться от несметных богатств ради бедности кочевника и даже принять «поношение Христово» во имя своего народа и Бога. А мы видим «Невидимого»? На чём мы основываем свои решения, на временном или на вечном? Что мы выбираем, политическую целесообразность или Божий путь? Правильный выбор мы можем сделать лишь в том случае, если будем «взирать на воздаяние» и предвкушать своё пребывание с Грядущим, Христом.

Моисей преодолел страх потому, что глубоко почитал Бога. Вера смотрит не только на физическую болезнь или невзгоды. Она не делает вид, что в мире нет зла — ни фараона, ни сатаны. Она принимает реальность и всё равно уповает на то доброе, которое просто даже невозможно вообразить. Она видит привилегию входить в небесные чертоги в молитве и приступать к Тому, кто нежен и добр, кто понимает все наши нужды и предлагает помощь уже сейчас (Евр. 4:15, 16). Нет ничего более славного, чем «видеть Невидимого».

МЕЖДУ СТРОК

Автор Послания к евреям мог вспомнить много историй, связанных с победоносной верой, но он не стал рассказывать их все. Свой выбор он остановил на нескольких самых характерных. В письме нет рассказа о встрече Моисея с Богом у горящего куста (Исх. 3). Моисею представилась замечательная возможность увидеть куст, который горел, но не сгорал. Моисей видел невидимое и знал, что приблизился на небезопасное расстояние ко Всемогущему. Его это, бесспорно, испугало, как позже испугали бурные события у горы Синай.

Узнав, что он помазан на спасение Израиля от рабства, Моисей повиновался Божьему зову вернуться в Египет. Какое терпение с его стороны: сорок лет пребывать в Египте в великом почёте, а затем ещё сорок лет смиряться в пустыне! Бог всегда хочет видеть в Своих подданных терпеливую веру. Верой Моисей бежал из Египта, и верой он повиновался, вернувшись обратно. Бог избрал Моисея, когда он меньше всего ожидал этого; он считал, что не подходит для такой задачи, хотя сорок лет назад счёл бы себя вполне способным выполнить её. Что там говорить, странные моменты выбирает Бог в жизни людей, чтобы через них совершить великие дела.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Видя Божьи изумительные дела, Моисей и Израиль уверовали в то, что «Богу всё возможно» (см. Быт. 18:14; Иов. 42:2; Мф. 19:26; Мк. 10:27; Лк. 18:27). Сила Бога отвечала на их внутренние страхи и вопли. Когда Бог действовал, они должны были идти вперёд. Мы должны верить и молча принимать, но потом наступает наш черёд действовать.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц