Найти в Дзене
Учитель

А знаете ли вы, с кем приходится работать педагогам?

Ответ на этот вопрос в силу требований педагогической этики многие стремятся не раскрывать. «У нас все дети хорошие, добрые!» - говорят учителя, чуть ли не хором. А вот профтех не молчит, а открыто рассказывает о том, какие студенты к ним приходят.

Разные истории приходится слышать и наблюдать в среднеспециальных учебных заведениях.

Сравнительно недавно пообщалась с коллегой, которая вот уж 10 лет, как на пенсии. Познакомилась случайно. Просто разговорилась с пожилой дамой в транспорте. Дорога была длинная, вот и услышала много интересного. В процессе беседы я лишь обмолвилась о том, что работаю в школе. «О, коллега!» - услышала я в ответ, и начался длинный монолог о проблемах образования, которые всегда были и никуда не исчезли.

Итак, представлю несколько историй о том, какие ребята приходят учиться в ПТУ (сегодня они уже так не называются), но ради того, чтобы сохранить колорит повествования, буду использовать именно эту аббревиатуру.

ПТУ – это школа жизни для ребят, которым в ней итак не очень повезло. Набрали в один год группу поваров. Из 20 человек, 4 из детского дома и еще 8 опекаемых. Первые три студента – те еще подарки. О каждом в отдельности можно истории писать. Весьма колоритные герои из них получились бы. Как сегодня говорят «хорор» и «жесть».

2 мальчика – Юра и Витя. Из одного детского дома. Ребята неплохие, умные, но своеобразные. Общение с такими подростками начинается через конфликт. Почему? Они не признают общепринятых правил, у них свой мир. Особенно у Юры. Захотел выйти – встал и ушел с занятиях, мог неделями в коридоре время занятий проводить. Что делал? Читал! Сначала книжки из библиотеки носил. Еле уговорила, чтоб на мои уроки ходил, а не в коридоре сидел. Согласился, но чтения не бросил. Поначалу ругались, но потом надоело обоим, решили договариваться. Так, постепенно уговорила выполнять по заданию в неделю, чтобы оценки были. Тоже согласился. В процессе общения выяснила, что мама его окончила школу с английским уклоном с золотой медалью. Поступила учиться на переводчика, но встретила папу. «Классика!» - рассказывал Юра, «красотку-первокурсницу сгубил молоденький вор». «Я родился, мама бросила институт, запила, а там и на наркоту подсела, отца посадили, меня в детдом.... классика» - повторил подросток излюбленную фразу.

Друг его Витя, со слов Юры из простой семьи, многодетной, родители бухали, вот и забрали всех детей в детдом, но они только обрадовались, денег на них тратить не нужно. Потом его родители спились и померли, но родня у него есть, сестра взрослая, муж ее и племянники, нормально живут, не пьют. Витьке есть куда ехать, да еще у него две младшие сестры (оторвы, конечно), но не один все ж по жизни.

«А ты – один?» - спрашиваю я его.

«Я –да!» - гордо отвечает Юра, «может от этого все и безразлично, я ничего не боюсь, ругаете меня, черт с ним, хвалите, ну спасибо и только»

Витя учился неплохо, но был намного слабее друга в учебе, понимал это и спрашивал его о том, почему он не хочет учиться хорошо. На что друг ему отвечал: «вот мамка моя училась отлично и что…и у меня судьба в подворотне сдохнуть».

Ребята говорили откровенно, сопровождая свои рассказы крепкими выражениями, периодически вспоминая о том, что разговаривают с учителем, извиняясь.

Детдомовские девочки из этой группы еще интереснее. Надя и Люся. Нет, он не подружки. Надя – девочка из неблагополучной семьи и неблагополучного города. Есть такие малые города в разных областях нашей страны. Оттуда больше всего приезжает социально запущенных и неблагополучных детей. Надя добрая, но уже побывала в центре реабилитации детей-алкоголиков, работал с ней и психолог, так как со слов девочки, она попала в сообщество «Синий кит». Рассказывала обо всем с улыбкой. Говорила, что психолог добрый попался, очень ей помог стать нормальной. Еще девочка-подросток открыто рассказывала о своих похождениях, о том, что «мастачка» (мастер) ее неоднократно из притонов вытаскивала с полицией. «Вот так загуляешь, а потом в гинекологии месяцами лечишься, а еще аборты – это самое страшное» - рассказывала девочка.

Все коллеги радовались, когда в «академ» ушла Люся – это отдельный случай. Девочка неоднократно лечилась в психиатрической клинике, от неадекватности поведения можно и не рассказывать. Познакомилась с мальчиком из простой, но нормальной семьи. Работал он санитаром в психиатрической клинике, очаровала его эта пациентка, забеременела от него, свадьба (мать его не просто плакала, рыдала, когда узнала о выборе сына). По рассказам девочек, беременность и роды на Люсю повлияли только негативно. «Играющие гормоны» она пивом заливала, пока муж на работе был, свекровь тоже ничего сделать не могла. Одни истерики. После рождения ребенка, Люся пропала, оставив внука свекрови, уехала с непонятными друзьями. «Ребенку всего от роду неделя, а мать уже в притоне зависает» - рассказывала Надя.

Рассказывала коллега и о хороших ребятах, тоже оставшихся без родителей. Но им с опекунами повезло, их родная по матери старшая сестра взяла. Опрятные такие, правильные, воспитанные, а главное – у них цель в жизни была, да и семья нормальная, до аварии, в которой и погибли родители.