.
Генрих Нейгауз хорошо эту знаменитую вещь Рондо Моцарта исполняет. Даже не вещь, а алмаз играющий своими гранями , как световыми музыкальными энергиями. Если бы я закрыл глаза, подумал, даже, что Гилельс. Такой же матовый , волшебный звук...Или, временами как Рихтер, имея в виду цельность произведения в первичности его еще небесного замысла . В конце концов оба исполнителя были его учениками. Но Нейгауз немножко пошире, постихийнее Гилельса.И несколько, поэтичнее более философичного Рихтера. В то же время Генрих Нейгауз очень ритмически точный , никогда не замедляет темп , как Мария Юдина, (что бы выявить психологическое напряжение) , хотя и не выделяет контрасты так же хорошо, как она, и очень точно держится композиционной строгой структуры моцартовского рондо. Хотя, как мне показалось, Генриху Нейгаузу за счет этого, не хватает более эпичного разрешения, но это уже на мой вкус. А начало, и лирика переданы - гениально.
КАК НУЖНО ЛУЧШЕ ВСЕГО ИГРАТЬ МОЦАРТА
.
Моцарта трудно исполнять, в виду его большей неуловимости , чем неуловимость даже шубертовская . Весь Шуберт построен на противоречиях , контрастах, фрагментарности, и паузах, что не скажешь о более цельном, но и более неуловимом Моцарте. Что бы хорошо играть Моцарта, Моцарта нужно либо топить в "матовости" и некоторой приглушенности , как делает это Гринберг, или Нейгауз, уходя от его "звонкости", которая лишь испортит Моцарта, поскольку, его звонкости не клавесинны, если играть его на фортепьяно. Либо, нужно , уходить от матовости, играть его резче, чем он дан. Или, уметь сочетать и то и другое, выстукивая все его стокатто, которые хорошо держат и передают напряжение. Моцарт безусловно гениален, но это единственный композитор, которого нужно стараться исполнять интереснее, чем он есть на самом деле. Тем более что сама моцартовская партитура располагает к некоторой исполнительской свободе, и фантазии. В качестве сравнения, эту исполнительскую свободу меньше отнесешь к Гайдну. И ее совсем не отнесешь к фортепьянной музыке Бетховена.
НЕМНОГО К СКАЗАННОМУ ОБ ИГРЕ ГЕНРИХА НЕЙГАУЗА
.
Совсем я забыл добавить, анализируя исполнение Генрихом Нейгаузом Моцарта, (даже не просто исполнение, а интерпретацию и видение Моцарта крупным педагогом и исполнителем), Нейгауз романтизирует Моцарта, он не только подчеркивает в нем начало романтическое, порывисто душевное, интимно лиричное, но его Моцарт звучит, как бы, несколько, издалека . Моцарт в его исполнении звучит в большей мере отдаленно, чем надмирно , в отличие скажем, от Марии Гринберг, или Марии Юдиной. Откуда эта далекость ? Это далекость Серебряного Века. Дело в том, что Нейгауз родился раньше Рихтера и Гилельса, раньше Гринберг, и хорошо помнил Серебряный Век. В двадцатых, тридцатых годах пианистической школы побеждал романтизм. Можно вспомнить Софроницкого,передающего Блока посредством фортепьянной классики. В дальнейшем, эта старая волна ушла.Отголоски этой старой школы слышны разве что - в аккордах Марии Гринберг, в пятидесятых.