Найти тему
Таня Рязанова

Путешествие - это не навсегда

В шесть месяцев Никита в первый раз полетел в Индию и проехал полстраны на индийском поезде. В десять месяцев впервые поехал на машине в Элисту и калмыцкие степи. В одиннадцать - сплавлялся с нами по реке Кильмезь и спал в палатке. Гоша к своим шести годам жил в пяти странах - Германии, Индии, Таиланде, Вьетнаме, Грузии, Казахстане. Когда я говорю жил, я имею ввиду именно "жил", а не путешествовал. Это срок месяц и более, это свой дом и прогулки по его окрестностям, это налаженный и привычный быт со своими традициями и ритуалами, это знакомые соседи и любимые сладости в ближайших магазинах. Про Митю я уже даже не говорю. Он старший и пережил все эти путешествия вместе с младшими братьями.
Как сделать путешествия естественной частью жизни? Как вписать их в привычный расклад, не нарушив эмоционального равновесия детей и всей семьи? Это не обязательные правила или удачные лайфхаки. Это просто мой опыт, который существенно облегчил мои путешествия с детьми.
Тщательное планирование. Я точно знаю, сколько километров в день мы должны проехать и в каких гостиницах мы будем ночевать. Я знаю, где и что мы будем есть, в каких городах и что мы будем смотреть. Знаю даже примерное время, куда и во сколько мы должны приехать. Тщательное планирование - это 90% успеха любой поездки. А знаете, что занимает остальные 10%? Гибкость. Гибкость - это готовность в любой момент отказаться от любого из тщательно спланированных пунктов.
Тщательное планирование обеспечивает мою уверенность, гибкость - моё спокойствие. Мы никуда не торопимся. Путешествие начинается не тогда, когда мы пребываем в пункт назначения, а с того момента, когда мы только выходим из дома. Можно научиться наслаждаться и долгой дорогой, и стуком колёс поезда, и привычным распорядком процедур в аэропорту.
Как сделать путешествие приятным не только для взрослых, но и для детей? Не перебарщивать с впечатлениями. Например, в Нячанге мы дважды ходили в парк развлечений Винпёрл (и ходили бы ещё раз пять), потому что за один раз обойти весь парк мы не успели, впечатления уже валили через край. Создавать привычные ритуалы на новом месте и по возможности переносить привычные ритуалы из дома. Например, мы по утрам и вечерам всегда все месте чистим зубы, в любой стране мире. В Индии после завтрака мы обязательно шли к морю, в Тае по вечерам покупали сладкие пончики, а в Казахстане начинали утро с чашки чая с тёплым молоком.
А ещё очень важно дать детям почувствовать, что путешествие - это не навсегда. Пусть иногда они грустят по дому или скучают по друзьям. Например, наш папа показывал Никите все его домашние машинки, когда по вечерам мы созванивались по вотсапу. Он говорил, что они тоже по нему скучают и очень ждут его возвращения. А с Митей мы по вечерам сидели на набережной Нячанга, смотрели в черноту моря и просто грустили: "Скорее бы оказаться дома", "Да, скорее бы". "Я очень скучаю по своей комнате". "А я очень скучаю по своей кухне". "Я хотел бы полежать на своей кроватке". "А я хотела бы полежать в нашей ванне"... Вот так и плакались друг другу.
В таких разговорах родитель выступает агентом тщетности. Он как бы сгущает краски, усугубляет ситуацию, приводит ребёнка к слезам. Потом он же, родитель, показывает свою готовность к утешению, показывает, что понимает и разделяет боль ребёнка (даже если сам и не испытывает то же самое). Тебе больно, и я готов разделить с тобой твою боль. Тебе грустно, и я готов разделить с тобой твою грусть. Ты чувствуешь тоску, и я не могу сейчас устранить причину твоей тоски, но могу разделить её с тобой.
А потом мы с Митей шли с набережной домой и радовались тому, что у нас есть ещё пара недель в Нячанге, и самое время попробовать Бань Ми на углу у дома или завтра с утра поехать до конечной остановки на автобусе № 4...

2016, река Кильмезь, Кировская область, Россия, фото из семейного архива
2016, река Кильмезь, Кировская область, Россия, фото из семейного архива
 2016, река Кильмезь, Кировская область, Россия, фото из семейного архива
2016, река Кильмезь, Кировская область, Россия, фото из семейного архива