Есть три базовых эмоции, которые управляют детским поведением. Тем самым, которое принято называть "плохим" и "неконтролируемым". А детей, которые так "плохо" себя ведут, принято называть непослушными, избалованными, гиперактивными, агрессивными, ещё бог знает какими. На самом деле дети не такие. Они просто не могут справиться со своими эмоциями. Они и понять-то их не могут. А взрослые часто и не пытаются понять. "Прекрати кричать!", "Как ты себя ведёшь?", "На тебя уже люди смотрят!", "Как тебе не стыдно?", "Прекрати пинать кресло!" (в самолёте, например), "Стой рядом! Хватит бегать как ужаленный!", "Да можешь ты уже просто спокойно посидеть?!" - вот и весь разговор с ребёнком. Часто бесполезный разговор. Он портит настроение, портит отношения, а в поведении ребёнка ничего не меняет. Ребёнок по-прежнему пинает кресло, кричит, валяется на полу магазина или бегает по аэропорту как ужаленный. Только делает это ещё более активно и яростно.
Хотите секрет, как успокоить ребёнка? Это просто. Достаточно понять, какая из трёх эмоций вызывает такое поведение, и помочь ребёнку с этой эмоцией справиться.
Это может быть стремление к контакту и близости. Ребёнок скучает по кому-то, кого сейчас нет рядом? Поговорите о нём, посмотрите общие фотографии, позвоните по скайпу или вотсапу, напишите письмо или нарисуйте ему картинку, придумайте для него подарок или просто поиграйте игрушками в игру, где зайка будет сам ребёнок, а мишка - тот самый человек, по которому он скучает. Вот они встретились, вот они обрадовались, вот они обнимаются, вот играют в те самые игры, в которые обычно играли реальные ребёнок и человек... Ребёнок скучает по вам, потому что вы не уделяете ему столько внимания, сколько ему сейчас нужно? Так уделите! Поиграйте в прятки или жмурки, сделайте весёлый массаж пяточек или ладошек, пообнимайте и потискайте его, поиграйте в любую игру из мягкой школы, потому что именно телесная близость, именно физический контакт способны быстро и надолго напитать ребёнка любовью. И, кстати, не только ребёнка.
Другая эмоция, которая может вызывать "плохое" поведение - это фрустрация. Самолёт задержан, и вам придётся провести в аэропорту лишние четыре часа. Чемодан тяжёлый, и вы не сможете сейчас взять ребёнка на руки. У вас есть срочная работа, вы не можете отложить её и поиграть с ребёнком. Вы не сможете взять с собой в отпуск любимую собаку. Вы не сможете поехать на выходные к любимой бабушке, потому что бабушка живёт в другой стране. Точка. Стена. The End. Gave over. У этой конкретной возникшей проблемы нет решения. По-другому уже не будет. Это важно понять, прежде всего, самому родителю, и перестать искать способы ребёнка отвлечь, успокоить, утешить, уговорить, что-то ему объяснить. Всё. Finita la commedia. Просто сами поймите это. Смиритесь. Примите. А теперь возвращайтесь к ребёнку и помогите точно также прожить ему. "Я знаю, как тебе грустно. Я тебя понимаю. Я вижу, как тебе больно". Помогите ребёнку понять всё, что он чувствует и смириться с этой тщетностью. "Но мы ничего не можем сделать, малыш. Так случилось. Это просто так есть. Хочешь посидеть у меня на ручках?" Честное слово, я даже старшему сыну иногда это предлагаю. И тогда ребёнок принимает случившееся как неизбежность. И после принятия, ему уже больше не хочется плакать. Глупо ведь переживать из-за дождя, который уже идёт? Или из-за снега, который взял и растаял, как только ты надел валенки и собрался на улицу? Ребёнок ищет другие занятия, он уже перелистнул эту страницу. Научитесь сами отпускать ситуацию, и он тоже научится её отпускать.
Третья эмоция - это тревожность. Она возникает у всех детей, которые живут в непредсказуемом и неконтролируемом мире, мире, в котором нет никакого порядка, никаких правил, никакой стабильности. Вчера мама сама запускала его на ледянке с этой горки, а сегодня кричит: "Не лазь на горку, кому сказала!" Вчера сама угощала ягодами с грядки, а сегодня шлёпает по рукам: "Ну-ка, не ешь немытые ягоды!" Вчера сама смотрела с ребёнком мультфильм до 11 вечера, а сегодня ругается: "Уже 10 часов, быстро в кровать!" Стабильный и понятный мир - это гарантия спокойствия ребёнка. Заведите ритуалы, которые будете привозить с собой из страны в страну, из дома в дом. Например, купаться перед сном или хотя бы немного играть с водичкой в ванной. Или читать перед сном книжку. Или выпивать стакан йогурта. Придумайте что-то, что вы всегда будете делать вместе: чистить зубы или накрывать на стол, заправлять постель или убирать игрушки. Наш папа всегда заканчивает работу в 8 вечера, даже если взял заказ в 7. 8 вечера - это время детей и машиной, и ничего не может изменить этот порядок.
Ритуалы делают жизнь предсказуемой. Ритуалы становятся опорными точками, на которые всегда можно опереться и справиться с тревогой. Даже после перелёта с персадками, ванна или привычные игры с водой помогут переключиться и почувствовать себя дома, в своей тарелке, в своём уютном мире.
Важно быть последовательным в своих требованиях и правилах. А ещё - важно быть гибким и чутким. Из всех правил бывают исключения: и спать можно лечь в другое время, и не пообедать, и походить без шапки в мороз, и пошлёпать по лужам, если очень хочется. Но очень важно обозначить временность этого исключения и проговорить его причины. "Вообще-то пора спать, но я вижу, что ты хочешь ещё немного поиграть. Давай я поиграю вместе с тобой". "Ты же знаешь, обычно мы не ходим зимой без шапки, но если ты хочешь почувствовать, что такое мороз, то можешь снять и посмотреть". "Ты можешь простудиться, если промокнут ноги. Давай побегаем по лужам, а потом быстренько побежим домой переодеваться и пить чай, договорились?"
Стремление к контакт и близости, фрустрация и тревожность - три базовых эмоции, вызывающие "плохое" поведение ребёнка. Эмоции, которые он сам не в силах понять и с которыми не в силах справиться. Это не каждому взрослому-то под силу. Поэтому задача родителей не контролировать, воспитывать, наказывать и стыдить прилюдно. Задача родителей - помочь понять и прожить.