До сих пор у психологов не существует однозначного ответа, полезны ли детям путешествия. В путешествиях открывается новый мир, происходит знакомство с другими вкусами и запахами, мозг активно запоминает новые места и маршруты, и это однозначно способствует его развитию. А ещё это способствует стрессу. И если заботливый, чуткий взрослый не помогает ребёнку справиться с этим стрессом, то поездка может стать настоящим испытанием для маленького человека.
В путешествиях дети находятся в более близком и полном контакте с родителями. Родителям не нужно убегать на работу рано утром, не нужно успеть переделать кучу домашних дел, пока ребёнок спит или отвлёкся на игру. У родителей образовалось огромное время, которое провести с детьми в общении, игре или просто беспричинных утренних обниманиях. Но представляете, во что может превратиться этот близкий контакт, если родители сами окажутся не в состоянии справиться со своими эмоциями? Если будут нервничать из-за задержки самолёта или отмены бронирования в гостинице, отсутствия каких-то определённых продуктов или срочно понадобившихся предметов личной гигиены, непривычно интенсивного дорожного движения или языкового барьера. Волнения родителей моментально отразятся на детях. Не говоря уже о том, что, чаще всего, и сбрасывать негативные эмоции родители начнут тоже на детях...
В путешествиях дети очень остро чувствуют разделение с тем миром, к которому они привыкли, с близкими людьми, оставшимися дома, с друзьями, домашними животными, любимыми игрушками. Они скучают, и это нормально. Путешествие для ребёнка может стать болезненным и мучительным, если эта грусть от разлуки не будет прочувствована и проплакана, если взрослые будут пытаться отвлечь его ("зато тут, смотри, какое море!") или пытаться обесценить его чувства ("так глупо скучать по городской квартире, когда тут такое море!"). Нужно просто помочь ребёнку понять, что он чувствует, помочь это прожить и перекрыть разделение будущей встречей. "Я знаю, что ты скучаешь по папе. Тебе очень грустно, что его нет с нами. Мне сейчас тоже очень грустно," - обычно именно так я говорила детям в Индии, когда кто-то из них начинал особенно сильно грустить. Мы обнимались и иногда даже плакали вместе по этому поводу. А потом я говорила: "Я бы хотела показать папе это море. И эти пальмы". А кто-то из детей говорил: "А я бы - нашу собаку!", "А я бы поросят!", "А я бы лепёшки с сыром!" А потом мы перечисляли всё подряд и представляли, как бы это пришлось по вкусу нашему папе.
Путешествия провоцируют эмоции. А эмоции рождаются в лимбической системе, она никак не связана с рациональной частью мозга. Эмоции нельзя объяснить, нельзя контролировать, нельзя запретить. Нельзя сказать ребёнку "Не грусти", и чтобы он сразу - раз! и правда, чего это я? - и перестал грустить. Нельзя сказать взрослому человеку "Не скучай по тому-то", и чтобы он вдруг - о, точно! вокруг там много других людей, я больше не буду скучать. Эмоция иррациональна. И она всегда требует выхода, какого-то действия, поступка.
Путь к пониманию эмоций ребёнка - путь к пониманию его поведения. А значит, единственно верный путь к тому, чтобы поведение не наносило вреда ни самому ребёнку, ни вам, ни окружающим людям. Поймите эмоции, которые вызывают поведение и помогите ребёнку справиться с ними тем способом, который в данный момент приемлем для него, для вас и для окружающих. Будьте чутким родителем, и путешествие будет в радость.