Чаще всего задания в учебниках по русскому языку формулируются так: спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Задание, безусловно, нужное (если не бездумно его выполнять, а объяснять каждую орфограмму и пунктограмму), часто сама его практикую на занятиях (только без переписывания). Но есть проблема: когда ученик видит пропуск в слове, он пытается применить нужное правило, а когда пишет сам (диктант, сочинение, изложение), не замечает "опасных мест" и, не задумываясь о правилах, пишет "как бог на душу положит", поэтому часто в сочинениях и изложениях бывает большое количество орфографических и пунктуационных ошибок.
Чтобы исправить ситуацию, много лет назад создала коллекцию упражнений со специально допущенными ошибками. Если ученик видит ошибки в чужом тексте, возможно, со временем научится замечать их и у себя. Задания рассчитаны на учеников 7 - 8-х классов, но при необходимости можно предложить их и более старшим школьникам. Тексты для игрового упражнения позаимствовала у М. Ю. Лермонтова. А вспомнила об этих заданиях сейчас, так как только что вернулась из Пятигорска, где всё буквально пропитано Лермонтовым.
Упражнение 1. Найдите 3 орфографические и 3 пунктуационные ошибки. Подсказка: лишних знаков препинания в текстах нет, только недостающие; в выделенных словах орфографических ошибок нет.
Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускатся до моей кровли. Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном полисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трёх сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет, на север подымается Машук, как мохнатая персидская шапка и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, - а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы, а на краю горизонта тянется серебрянная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом… Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах.
Упражнение 2. Найдите 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки. Подсказка: лишних знаков препинания в текстах нет, только недостающие; в выделенных словах орфографических ошибок нет.
Спустясь в середину города, я пошёл бульваром, где встретил несколько печальных групп медленно подымающихся в гору; то были большею частию семейства степных помещиков; об этом можно было тот час догадатся по истёртым, старомодным сюртукам мужей и по изысканым нарядам жён и дочерей: видно у них вся молодёжь была уже на перечёте, потому что они на меня посмотрели с нежным любопытством: петербургский покрой сюртука ввёл их в заблуждение, но скоро узнав армейские эполеты, они с негодованием отвернулись.
Подымаясь по узкой тропинке к Елисаветинскому источнику, я обогнал толпу мужчин, штатских и военных, которые как я узнал после, составляют особенный класс людей. Они пьют – однако не воду, гуляют мало, волочатся только мимоходом; они играют и жалуются на скуку. Они франты: опуская свой оплетённый стакан в колодец, они принимают академические позы. Они исповедывают глубокое призрение к провинциальным домам и вздыхают о столичных аристократических гостинных, куда их не пускают.
Кто найдёт все ошибки, отписывайтесь в комментариях. Кто не найдёт, тоже пишите - будем искать вместе.
Кого заинтересовала данная публикация, продолжение здесь.
В августе прошлого года на канале были опубликованы статьи:
Как научиться полноценно отдыхать, или Репетиторство - это наркотик
Разговор с подростком о любви. Книги в помощь
В отпуск с книгой. Какую бы выбрать?
ОГЭ по русскому языку: как будет выглядеть задание по орфографии?