Легендарного Владимира Этуша многие запомнили по роли товарища Саахова. А вы знаете, что через год после "Кавказской пленницы" вышел телеспектакль "Солярис", где актёр сыграл роль Снаута?
Чёрно-белый "Солярис", от режиссёров Бориса Ниренбурга и Лидии Ишимбаевой, без спецэффектов, компьютерной графики, навороченных декораций так резко отличается от современных кинолент. Мне потребовалось время, чтобы привыкнуть к атмосфере фильма. Но оно того стоило! Сколько же простора дарит обычная тишина между репликами героев, никакого пресса для нервной системы в виде избытка ненужного шума!
Статный красавец Крис, которого сыграл Василий Лановой, и юная нежная Хари. Они любят друг друга. Так почему же трагедия повторилась снова, когда герою был дан второй шанс?
Чем больше я размышляла над фильмов, тем отчётливей перед внутренним взором проявлялась фигура дедушки Фрейда. Жизнь на космическом корабле пропитана страхом и тревогой. Мы видим героев, застрявших в опыте личной травмы. Гости приходят к учёным после сна из глубин Соляриса. Как тут не провести аналогию с психоаналитическим сеансом, где из бессознательного поднимаются вытесненные тёмные стороны человеческого естества...
Крис уже десять лет носит у сердца фото умершей жены. За эти годы он не смог смириться с потерей, не смог начать отношений с другой женщиной. Герой ходит по замкнутому кругу, не в силах вырваться из тисков прошлого. Хари вновь погибает и вновь оставляет прощальную записку на фотографии. Сарториус и Снаут избавляются от героини, но сам способ уничтожения незваных гостей придумал Крис. И в этот раз он оказался причастен к смерти любимой как и много лет назад, когда девушка сделала роковую инъекцию.
Как же так?
Перед нами умнейшие люди Земли, покорители космоса. При всём многознании, при всех достижениях прогресса, при всём блеске интеллекта учёные, столкнувшиеся с бездной внутри себя, не смогли дать ей ответ. Рацио сломлено. Наука не в силах решить вечные нравственные проблемы, стоящие перед людьми. Жизнь слишком многогранна, непредсказуема, тотальна. Можно разрезать и заспиртовать лягушку, изучить каждый миллиметр её тела. Однако, это знание будет лишь тенью реальной лягушки. Живая Хари пугает Криса, он не может её контролировать, не может ею управлять. Герой живёт много лет с фотографией возлюбленной, но не в состоянии выносить присутствие девушки в своей жизни. Страх перед Хари олицетворяет страх перед самой жизнью, попытку защититься от человеческих переживаний, стать неуязвимым. В закоснелом стерильном порядке, управляемым лишь рациональностью, нет простора для посланницы Соляриса, нет места для любви между Крисом и Хари.
Ограниченный мирок учёных пребывает в статике. Без жизни нет движения. Что ждало Криса, если бы он вернулся на Землю обратно? Он бы снова жил, пойманный в бесконечный круг, носил бы уже две фотографии Хари. Поэтому герой решает не покидать космическую станцию в надежде, что Солярис подарит новые чудовищные тайны. Бытие на краю бездны — единственная возможность оставаться живым, шанс измениться самому.
Предлагаю вашему внимаю телеспектакль "Солярис", опубликованный на Ютубе. Первая часть.
Вторая часть спектакля.
Автор — Ирина Лямшина