Один из самых оригинальных проектов легкого транспортного средства для десантников был создан в начале шестидесятых годов бельгийской компанией Fabrique Nationale d'Herstal (FN). Войскам был предложен десантируемый трицикл модели AS 24.
В настоящее время компания FN известна, прежде всего, своим стрелковым оружием. Тем не менее, ранее на рынке присутствовали и мотоциклы этой марки. Со временем производство мототехники было свернуто, однако перед этим бельгийские инженеры успели создать несколько интересных образцов гражданского и военного назначения.
Проект под названием AS 24 разрабатывался с конца 50-х годов и был завершен в 1960-м. В основе проекта лежали несколько главных идей: транспорт должен был отличаться простотой конструкции, использовать существующие серийные агрегаты, показывать высокие ходовые характеристики и иметь возможность перевозки как людей, так и грузов. Кроме того, новая машина должна была перевозиться существующими военно-транспортными самолетами и десантироваться парашютным способом.
Общий облик новой машины был сформирован довольно быстро. Как мы видим, ничего замысловатого здесь нет. Изначально было решено строить транспортное средство по схеме трицикла и оснащать двигателем существующей модели. В дополнение к AS 24 была создана специальная буксируемая тележка. Теперь машина могла использоваться в качестве транспорта для перевозки людей или грузов. Кроме того, не исключалось применение техники в качестве носителя легкого вооружения.
Предыдущие трициклы от компании FN подразумевали использование передней части существующих мотоциклов, дополняемых новыми агрегатами в виде грузовой платформы и заднего моста (например, трицикл FN Tricar). В проекте AS 24 была предложена совершенно иная архитектура машины: все силовые элементы конструкции пришлось разрабатывать с нуля, хотя их строение было максимально упрощено для облегчения машины и удешевления производства.
Одним из элементов, придающих трициклу FN AS 24 узнаваемый внешний вид, была передняя рама, выполнявшая функцию опоры переднего колеса. Впоследствии конструкция рамы была упрощена, основным ее элементом стала овальная трубчатая деталь, к которой присоединялись дополнительные трубы. Задняя часть трицикла, вмещавшая силовую установку и трансмиссию, тоже отличалась простотой конструкции.
Двухтактный двигатель FN Type 24 с двумя цилиндрами оппозитного расположения имел рабочий объем 245 куб. см, и был способен развивать мощность до 15 л. с. Емкость топливного бака – 10,5 л, максимальная скорость – 100 км/ч.
Ширина трицикла не превышала 1,5 м, а высота составляла всего 85 см. Собственный вес в снаряженном состоянии – 170 кг. На себе трицикл мог нести полезную нагрузку массой 370 кг в виде нескольких солдат или какого-либо груза. Буксируемый прицеп позволял перевозить еще 250 кг.
Для перевода трицикла AS 24 в десантное положение следовало снять с сиденья рычаг управления, а также освободить его собственные крепления. После этого сиденье складывалось при помощи шарнира и укладывалось на заднюю раму. Затем требовалось раскрыть крепления, соединяющие продольные балки, после чего передняя часть машины сдвигалась назад.
Выполнив эту процедуру, можно было сократить длину трицикла примерно в полтора раза, что облегчало его оснащение парашютной системой и последующий сброс с военно-транспортных самолетов.