Одно из воспоминаний детства — киносказка "Василиса Прекрасная" 1939 года. Подумать только, её сняли 81 год назад, еще до войны. В детстве еще недоумевал, как все это было снято: страшно и захватывающе. Схватка с медведем (настоящим), сцены сражения со Змеем Горынычем, разговор с пауком, падение Ивана в бездонную пропасть. И все это делалось вживую! Какая там компьютерная графика...
Снимали "Василису" весной 1939 в Ялте, а также возле Сергиева Посада. Реквизит, деревушку, облачение создавали по старинным эскизам и музейным экспонатам из Оружейной палаты.
Фильм хоть и черно-белый, но очень красочный. С такими невиданными для того времени спецэффектами и с невиданными персонажами. Баба-Яга в исполнении Милляра здесь жуткая. Зато Иванушка и Василиса сказочно красивы.
Один из самых интересных злодеев — трёхглавый Змей Горыныч.
Выполнен вполне убедительно. Изготовлением занимались кукольники. Горыныч вышел 11 метров длиной и 5 метров высотой. Внутри него, как в Троянском коне, находилось 20 человек, оживляющих это творение. Даже в каждой голове Змея сидел отдельный статист. Именно из-за количества народа внутри, он и имел такой живой вид. Говорят, на съёмках конь Ивана очень пугался этого исчадия ада.
Для тех времён фильм получился прорывом. Его оценили во многих странах. В "Багдадском воре" скопировали эпизод встречи главного героя с гигантским пауком-стражем, задающем вопросы, висящим на паутине из толстой проволоки. "Вор", между прочим, получили потом Оскара за спецэффекты.
Что-то похожее в плане спецэффектов сняли и в Японии, но уже гораздо позже, в 1954 году — ту самую первую "Годзиллу":
Что касается "Василисы", то это шедевр на все времена. Не знаем как, но Александру Роу получилось перенести на экран дух дохристианской Руси.
Низкий поклон мастеру.