Обычно с конца июля у меня начинаются занятия с младшими школьниками по подготовке к первому году обучения английскому языку. Но этот год особенный и мне предложили вести занятия всё лето, чему я очень рад, потому что стал свидетелем всей эволюции освобождения ребёнка от последствий влияния школы, трагических последствий, надо сказать.
Не сразу, примерно с начала июля, то есть спустя месяц после окончания учебного года, заметил улучшение и в настроении ребят, и самое главное в желании узнавать новое. Возможно, для кого-то, кто привык ругать молодое поколение, это покажется странным, но эта тяга к знаниям настолько естественна, и настолько задавлена школой, что просто сердце радуется видеть, как ребята что-то спрашивают сами, проявляют любопытство к тем или иным моментам. Видно, что они отдохнули, что снова ожили, и к ним вернулась любознательность.
И какой же это контраст с занятиями во время учебного года! И как горько видеть, как эти цветы живого интереса позже вянут в первые же месяцы учёбы в школе. Да, школа, современная школа, школа в её нынешнем виде наносит огромный ущерб ребёнку. Это так очевидно, если быть честным, если не обманывать самих себя.
И одна из самых больших, на мой взгляд, проблем – это перегруженность школьной программы. Не важно чем. Важно соотношение между свободным временем детей и временем, выделенным на обязательное обучение. Оно явно нарушено сейчас. Это соотношение должно быть другим для более здоровой жизни ребёнка.
Если ставить приоритетом – счастье детей, их здоровье, то разгрузка школьной программы должна стать одним из первых пунктов. Это, конечно, не новость. Чиновники от образования сами это понимают, иначе не появились бы в новых законодательных актах нормативы на время выполнения домашних заданий. Но думаю, этого мало. Нужно именно сократить учебное время.
Знаю, что приведённый пример, вызовет негативную реакцию, но я действительно считаю оправданным подход, реализуемый школой Илона Маска (наш канал писал об этой школе) – у них занятия проводятся 1 раз в неделю, по четвергам. Всё остальное время учащиеся предоставлены сами себе, имея задания на руках. В следующий четверг они соберутся с учителем и обсудят свои достижения. Это правильно. Это хорошо для здоровья, для творчества, для развития нормальной, активной личности, а не раба.
Конечно, для некоторых родителей, школа – это гарантия занятости ребёнка, но эту часть можно также возложить на кружки и спортивные секции. В целом, лучше бы предоставить больше свободы выбора родителям и детям – как по части выбора учителей, так и по части выбора предметов. Ту же математику или родной язык можно учить по-разному, очень по-разному – один и тот же теоретический блок можно было бы реализовать в разных курсах, чтобы предоставить людям выбор. Почему важен выбор? Выбор – это ответственность. Можно, конечно, со всей ответственностью и родителям нагрузить ребёнка, если они считают это нормальным, но важно дать возможность регулировать нагрузку, потому что и дети, и родители разные - и оптимальная учебная нагрузка тоже должна корректироваться.
Мне очень нравится проводить занятия с детьми летом – вне школы, видеть, как они оживают, как заживают ранки, нанесенные им школьной системой. Очень хотелось бы выстроить другую школу, где дети всегда были такими, как летом.