Найти тему
Литература и история

Екатерина II: «Я немка по рождению и русская душой»

«Русский народ — есть особенный народ в целом свете. Он отличается избирательным умом, великою силою. Бог дал русским особое свойство души и характера… Я горжусь, что я русская». Удивительно, но эти слова принадлежат этнической немке, ставшей в 1762 году российской императрицей.

Тем не менее некоторые современники Екатерины II, впрочем, как и многие нынешние историки и исследователи, утверждали, что всё это в словах и поступках Софии Фредерики Августы Ангальт-Цербстской наносное, «сухой рационализм, чуждый русскому национальному характеру», по мнению литератора В.И. Майкова. Находились и те, кто называл императрицу «лицемерной немкой» , не подозревая, насколько серьёзно она занимается изучением русской культуры, традиций, истории.

Молодая Екатерина. Фото из Интернета
Молодая Екатерина. Фото из Интернета

В 15 лет Фике покинула маленькое немецкое княжество, чтобы навсегда поселиться в огромной, пока ещё неведомой ей России. По-русски она не знала ни слова, но уже по дороге свыклась с мыслью, что едет в страну, которая станет ей отныне родиной, и сразу же по приезде занялась изучением языка. «Она поняла, что прежде всего ей необходимо стать православной и усвоить русский язык, словом, сделаться русскою», — отмечает в своей книге «Екатерина II. Её жизнь и сочинения» Василий Иванович Покровский.

Сегодня часто говорят о том, что императрица хоть и владела прекрасно русским языком, стилем, до конца жизни так и не смогла избавиться от акцента. Но вот специалисты утверждают, что на самом деле Екатерина Великая говорила очень чисто, да и писала весьма неплохо, хотя и допускала некоторые орфографические и синтаксические ошибки. Но верить Ключевскому в том, что якобы императрица писала «исчо» вместо «ещё», не следует: таких казусов Екатерина Алексеевна не допускала.

Но «русскость» ведь не только в знании языка. И Екатерина это прекрасно понимала. А потому следующим её шагом стало принятие исконно русской веры — православия. Причём не для галочки: немецкая принцесса сделала это осознанно и в дальнейшей жизни неукоснительно следовала традициям православия. По сути, это был её духовный выбор.

И это особенно ярко было заметно на фоне её супруга, императора Петра III. Хоть он и был прямым потомком Петра Великого, всё русское, мягко говоря, не любил. Языка толком не знал, веры придерживался протестантской.

Но ладно бы вероисповедание — это личное дело каждого. Так ведь Пётр, ещё будучи наследником, за спиной своей тётушки Елизаветы Петровны не гнушался отправлять секретные сведения противоборствующей стороне во время Семилетней войны. Увы, Карл Петер Ульрих так по-настоящему никогда и не смог стать Петром Фёдоровичем.

А вот немецкая принцесса София Фредерика полюбила новую родину, более того, прониклась духом и идеями своего предшественника, Петра Великого. Она даже имя при крещении выбрала себе неслучайно: Екатериной Алексеевной звали супругу Петра I.

Государство ей досталось в плачевном состоянии. «Финансы были истощены. Армия не получала жалованья. Военное ведомство было погружено в долги. Торговля находилась в упадке. Правосудие продавалось с торгу», — отмечала императрица. И тогда она составила собственную программу, как бы сегодня сказали, по выходу из кризиса.

Огромное внимание было уделено образованию и просвещению, учреждению «хорошей» полиции, формированию и соблюдению законов, экономическому развитию. Но главной задачей Екатерина Алексеевна видела создание государства, вызывающего трепет у врагов и уважение у соседей.

При Екатерине значительно увеличивается территория империи, блестящими победами заканчиваются военные конфликты, почти вдвое увеличивается население.

Памятник Екатерине Великой. Фото из Интернета
Памятник Екатерине Великой. Фото из Интернета

Безусловно, сегодня можно по-разному оценивать государственную деятельность Екатерины, но современники не от нечего делать называли её «матушкой-императрицей». Она действительно заботилась о своём народе и старалась узнавать о проблемах и по возможности их решать. О себе же императрица говорила: «Великая ли я — решит потомство; премудрой названье принять не могу, ибо един Бог премудр; любить мой народ и быть матерью его — обязанность моя, за что и хвалить меня нечего».

👉 При подготовке материала использованы фотографии и информация из открытых источников в Интернете👈
Статья не является научным исследованием. Автор оставляет за собой право модерации комментариев.
По вопросам сотрудничества, издания книг и размещения рекламы обращайтесь на эл. почту izdat@soyuz-pisatelei.ru
Уважаемые читатели! Спасибо, что вы с нами. Подписывайтесь на блог✔, ставьте лайки, делитесь с друзьями↪. Нам очень важна ваша поддержка! ✌

Читайте также: 👇👇👇

Елизавета Петровна: во всех ты, Душенька, нарядах хороша

Иван Грозный и его жёны

Брак по расчёту: первая свадьба Петра Великого