Найти тему
Таня Рязанова

На стороне ребёнка

Больше всего на свете я хочу защитить этого парня от боли. И защищать до тех пор, пока он не вырастет и не будет в состоянии защитить себя сам. Я не одна такая, и я уверена, что того же самого хочет практически каждая мать: защитить своего ребёнка от боли. В первый раз я подумала об этих самых "других матерях" два года назад, в Казахстане, когда Митя плакал на моих руках.
У него тогда был друг. Сейчас я даже имени его не помню. Мальчик из нашего двора, они очень хорошо общались. И вот однажды он просто сказал Мите, что больше не хочет с ним дружить. Потом Митя пару раз пытался написать ему "привет" ВКонтакте, но ни разу не получил ответа. В тот день он спросил его: "Почему ты мне не отвечаешь?" И мальчик написал: "Мама мне не разрешает с тобой общаться".
Это не буллинг в чистом виде, потому что это не является травлей и не имеет постоянного характера. Просто бывший друг оттолкнул Митю, показал ему, что он не достоин его дружбы, его общения, его внимания. Митя - хуже, чем он. Митя - за бортом. Мите нет места в его дворовых играх, в его компании, рядом с ним. И нет, это даже не он сам, мальчик, показал, это показала его мама. Это был плевок от родителя, не от ребёнка. От этого он не был больнее, но был неизбежнее. Был каким-то априори правильным, обоснованным, оправданным (по ощущениям моего ребёнка), ведь он исходил от взрослого.
Мой мальчик плакал, а я просто его обнимала.
"Он сказал тебе, почему мама не разрешает с тобой общаться?"
"Нет, не сказал, - Митя немного успокоился и добавил. - Но наверное, это потому что я не хожу в школу".
"А ты хочешь ходить в школу?"
"Нет, не хочу".
Про наше семейное образование - это совсем другой разговор. Это выбор, который мы пока не планируем менять. По крайней мере, с целью обучения и получения знаний. А что же про ту, другую, маму? Когда я подумала о ней, то поняла все чувства, что ей двигали. Как ответить своему ребёнку на вопрос: "Почему я должен учить уроки, когда Митя не учит?", "Почему я должен рано вставать, когда Митя не встаёт и вообще не ходит в школу?", "Почему ты ругаешь меня за плохие оценки, а Митина мама вообще разрешает ему в школу не ходить?" Как остаться хорошей мамой, когда на горизонте замаячила какая-то безответственная, всепозволяющая и всепрощающая "Митина мама"? И что это вообще за семья, где ребёнок не ходит в школу? Неблагополучная, асоциальная? Этой матери плевать на образование своего ребёнка, на его будущее! С кем вообще связался мой сын? А если это секта?
Мама этого мальчика со мной незнакома. Почему она должна быть уверена в том, что общение наших детей - безопасно? Почему она должна доверять мне и моим методам воспитания, если весь её опыт говорит ей совсем о другом? Почему она должна искать аргументы в разговорах со своим сыном, что-то объяснять, доказывать, отстаивать?
Запретить общение - способ защиты, жест отчаянной попытки оградить своего ребёнка от всего, что может причинить ему боль, навредить, поранить, покалечить, сбить ориентиры и настройки (по мнению любого родителя). Именно это и произошло, когда мама мальчика запретила ему общаться с Митей.
- Мить, скажи, а все ребята из вашей компании ходят в школу?
- Ну конечно! - на лице недоумение, разве бывает вообще по-другому?
- А если кто-то не придёт в школу, может такое быть?
- Ну если заболеет только.
- А ещё?
- Ещё... если он с уроков сбежит, например.
- А ты болеешь?
- Нет, - лицо сосредоточенно, пытается понять, куда я клоню.
- Значит, ты сбегаешь с уроков?
Думает.
- Ну выходит, что так... Но ты же мне разрешаешь.
- Вот! И с уроков-то ты сбегаешь! И родители-то тебе это разрешают! Правда, странная семья?
Обнимаю Митьку, и мы вместе смеёмся.

2018, Байкал, Култук, фото из семейного архива
2018, Байкал, Култук, фото из семейного архива


У каждого ребёнка есть что-то, за что сверстники могут начать его травить: слишком глупый, слишком умный, слишком толстый, слишком худой, носит очки, носит немодные кроссовки, в школу привела бабушка, отказался курить за углом, длинные волосы, короткие волосы... Буллинг - это потребность в самоутверждении, в ощущении собственной ценности через принижение другого. За что принизить всегда найдётся, это всего лишь средство, а не причина. И остановить буллинг может только отстутствие реакции на травлю. Равно как включение в эту игру - будет травлю питать.
- Мить, а у тебя есть друзья, которым всё равно, как ты учишься?
- Конечно! Все остальные!
- Но тебе важен именно этот мальчик?
Митя пожимает плечами
- Не знаю...
- Тебе просто было обидно?
Он шмыгает носом, кивает и ещё немного плачет.
Этому разговору в Казахстане больше двух лет. Митя тогда только перешёл из первого класса во второй - разумеется, дома, на семейном образовании. И ещё ничего не зная про буллинг, я тогда интуитивно укрепила именно то, что и требовалось укрепить: мы, семья, на твоей стороне, стоит ли переживать о том, что там думают разные другие? Я повторюсь, это не буллинг в чистом виде, и нам никогда не приходилось с ним сталкиваться. Может быть, и не придётся. Но лучше быть готовым, даже если реального столкновения никогда не произойдёт.
Семья и чувство собственной ценности - опора любого ребёнка в буллинге. С любой его стороны. Буллинг нельзя победить, его нельзя исключить, на него невозможно закрыть глаза. Если ваш ребёнок - жертва, если ваш ребёнок - булли, просто верните ему опору, помогите ему понять и прочувствовать надёжную семью и собственную ценность.