Сергей Шнуров (1973) - лидер группы "Ленинград", художник, как он сам называет себя с "большой буквы Х". Концепцию своего искусства Шнуров сформулировал в придуманном им термине "брендреализм", основанная идея которого - описывать в иронической форме роль брендов в современном мире, ибо выбор человеком бренда есть ни что иное, как выбора его собственной сущности.
Существует такое понятие как "street fashion" (уличная мода): выбирая себе тот или иной образ, человек формулирует себя и свое отношение с миром и к миру.
Шнуров, являясь наследником поп-арта и уорхолловских баночек с супом Campbell's, вскрывает не столько болезненный, сколько сильно ноющий нарыв, связанный с современным человеком и его жизнью под искусственными, придуманными неизвестно кем стандартами. И здесь речь идет не только о выборе между Coca-Cola и Pepsi или Nike и Adidas, а о шаблонах общественного вкуса в стиле жизни - от популярного нынче ЗОЖа до выбора образования и рода занятий.
Под "брендом" Шнуров понимает не только игру с известными логотипами. Брендом может быть что угодно. Так, одна из его инсталляций представляет собой, ставшую уже крылатой, фразу Дмитрия Медведева "Денег нет, но вы держитесь". Или популярная некогда игра - работа "Мимо", изображает покебол и кровоточащую макушку Пикачу. Это и вилка "Веган", имитирующая "фак ю" - жест, универсальный для всех народностей.
Люди также могут быть брендом в концепции Шнура. Но Сергей пишет не портрет знаменитости, а создает образ, порожденный современным мейнстримом. Это Анастасия Волочкова, складывающая пуаны в молитвенном жесте; "иконостас" Стаса Михайлова; Земфира, в образе императрицы, вытканная на ковре уфимскими бабушками; очки Лепса на рюмке водки (еще или уже пустой); Степашка в маске Дарта Вейдера.
В одной из песен Шнура есть такие слова: "Любит наш народ всякое говно". И говно это есть не что иное, как бренд жизни в бренде, навязанный нам массовой культурой и медиа.
Скриншоты stories из моего блога в инстаграмм