Скука - самая страшная болезнь. В нашем обществе сейчас - эпидемия скуки. И больше всего этой болезни подвержены дети. Мы покупаем им лучшие игрушки, водим на самые полезные развивающие занятия, мы проводим выходные в игровых, батутных и развлекательных центрах, а дети скучают. Дети разучились радоваться. Им ничего не интересно. Они быстро устают. У них рассеянное внимание, плохая память. Им скучно учиться, неинтересно достигать целей. Им нечем заняться наедине с собой, если под рукой нет компьютера, телефона или игровой приставки. Знакомо?
В психологии развития есть такой термин - витальность. Витальность - это жизнеспособность, наполненность каждого человека самим собой, своими идеями, желаниями, мечтами, планами. Такой человек чувствует и знает своё собственное "Я", а потому его оберегает. Такому ребёнку не страшны ни буллинг, ни чужое влияние, ни даже разделение (временное) со своими объектами привязанности (родителями, родственниками, друзьями). Такой ребёнок может за себя постоять, он знает себе цену, он уважает себя. Такой взрослый может контролировать проявления своих эмоций и, анализируя что-либо, может отделять свою личность от своих поступков. А значит, он может работать над ошибками, он может расти, развиваться, меняться, становиться лучше.
Витальность - это не постоянная величина. Мы можем чувствовать себя наполненными, а можем чувствовать себя опустошёнными. И снова наполненными. Наше состояние зависит от наших чувств, переживаний, окружающих людей, происходящих событий. А витальность наших детей - зависит ещё и от нас. В первую очередь, от нас.
На прошлой неделе я с детьми на четыре дня уехала в Усьву, посёлок в Пермском крае на 500 человек. Все, кто мне за эти четыре дня звонил, удивлялись: "Зачем вы туда поехали? Что там делаеть? Там же холодно!" Очень холодно! Но чувствовала это только я, детям было некогда. Они гуляли, лазили по горам, собирали шишки в лесу, строили запруды из камней на реке, гладили всех окрестных собак. Когда шёл дождь, Никита носился по лужам. Когда шёл град, я, Никита и Митя собирали градины и соревновались, чьи градины окажутся крупнее. Гоша трогал пальчиками всё, что попадалось под руку - холодные скалы Каменного города, камни, листики, веточки, мох и лишайники на влажных стволах деревьев в лесу, и что-то гудел и лепетал постоянно на своём пока никому не понятном языке. Нагулявшись, мы пили сладкий чай из термоса, а по вечерам мы с Гошей вдвоём отмывали все ботинки и кроссовки, а потом допоздна играли с Никитой в роботов. В нашем деревенском доме не было вайфая, а мобильного интернета хватало только на то, чтобы отвечать на сообщения в мессенджерах.
Нет, я не против современных гаджетов и развлекательных центров. Я за то, чтобы всему было своё время и место, и чтобы гаджеты и детские центры не вытесняли детство. Чтобы полезные развивающие занятия не вытесняли любознательность. Чтобы лабиринты и батуты не вытесняли свободную и спонтанную детскую игру. Чтобы карточки про животных не вытесняли самих животных, карточки про природу - природу, карточки про фрукты и овощи - настоящие фрукты и овощи. Чтобы телевизор не вытеснял живую жизнь, а компьютерные игры не вытесняли друзей и отношения.
Витальность, радость жизни, наполненность самим собой - это основа. Помогите ребёнку наполниться своими собственными мечтами, идеями, радостями, и вы подарите ему самую прекрасную жизнь из возможных.