Он жил, как умел, как дышал. И умер совсем молодым. 42 года – разве это возраст? Впрочем, поэты часто умирают рано, предчувствуя свой уход.
Вот и он чувствовал, как многие, задумывался: а что же будет Там? И пытался ответить на этот мучительный вопрос.
Среди всех трансформаций, принятых в нашей стране после революции, самой невероятной мне кажется замена традиционного христианства на религию грядущего земного рая. Этот рай предполагал в своем идеале какую-то прекрасную коммуну, где все есть, все едины, живут, как одна большая семья: с Родиной-матерью, отцом народов, с братьями и сестрами. При этом люди прекрасны и по-настоящему счастливы.
Идеал воплотить в реальности не удалось, это болезненно почувствовали уже шестидесятники, выросшие сложившимися атеистами. Они-то и стали искать что-то другое.
И, казалось бы, нашли. Это была любовь к искусству. К литературе. Поэзии, которая стала каким-то суррогатом религии. Именно поэты, собиравшие в те годы огромные залы слушателей, пытались рассказать своим современникам о самом главном и сокровенном.
Поэтов отличала страстная жажда истины, поиски веры. И в бардовском искусстве В. Высоцкого это все воплотилось в полной мере.
Сами барды были так любимы народом именно потому, что говорили с людьми «на их языке», тонко чувствуя все их чаянья и мечты.
Мир поэзии Высоцкого трагичен и противоречив, он отражает в себе все сложности своего времени. Его главный герой – это сильный мужчина, который знает цену жизни, он романтик, бунтарь и скептик одновременно.
В раннем творчестве Высоцкого христианская тема близка есенинским (и пушкинским) антиклерикальным мотивам, чувствуется насмешка над религией и отказ от религиозных постулатов и догм, которые мешают свободе человека:
Однако постепенно тема Бога нарастает. Происходит это через обращение лирического героя к своему внутреннему миру, погружение в противоречивость собственной души.
Примером тому служит знаменитое стихотворение «Я не люблю».
Христа просто жаль. Это далеко не вера в Бога, но, скорее, сожаление о Боге, которого нет.
Тема душевных страданий карамазовского масштаба (помните, метания Мити Карамазова у Достоевского) создает образ мира, в котором «ангелы поют злыми голосами». Этот мир ярко прослеживается в стихотворении «Кони привередливые». Его лирический герой – оторванный от своей земли скиталец, понимающий что он «пропадает» и не знающий, как это остановить:
Ощущение внутреннего трагизма с каждой новой строчкой усиливается, и герой боится даже не грядущей смерти, а ее бессмысленности, неразгаданности.
Для чего жизнь, если все заканчивается смертью?
Поэтому в песне «Баллада об уходе в рай» и звучат такие слова:
Эта тема смерти рождает и другое ощущение рая, описанное в песне, которую трудно понять до конца. Начинается она такими словами:
Для лирического героя рай закрыт, его не допускают в обители вечного блаженства, но он и сам не хочет туда, поэтому мечтает обрести смысл жизни (украсть яблоки из райского сада) и остаться навеки на земле вместе с той женщиной, которая его любит.
Но самая песня эта глубоко лирическая, вся проникнутая тоской о потерянном рае!
Глубинная связь Бога и человека звучит и в другой известной песни «Купола российские», где есть такие строки:
Владимир Высоцкий на самом деле был искателем высшей правды. Потому что просто не мог жить, не узнав ее.
Трудно сегодня сказать, крещеным ли он был человеком. Достоверно известно, что родители в детстве его не крестили (за такое его отца просто уволили бы из армии). Однако существуют множество свидетельств его друзей, которые предполагают, что Высоцкий крестился тайно.
Но о вере Высоцкого лучше всего рассказывают его песни и стихи, больше похожие на исповедь.
Вот одно из его последних стихотворений, написанное в 1980 году и посвященное его жене Марине Влади: