Г.Альтшуллер, разработчик ТРИЗ и писатель-фантаст как-то посчитал:
более 90% научно-фантастических идей стали реальностью.
- Мы летаем на "коврах-самолетах",
- режем и свариваем металл "гиперболоидами инженера Гарина",
- путешествуем в морских пучинах на "Наутилусах" ...
То, что казалось выдумкой, ерундой, сказкой (зависит от позиции), стало обыденным и недостойным внимания даже уважающих себя блогеров ))
Но большинство современных блогеров - это "жертвы ЕГЭ".
Ничего личного - статистика: большинство выпускников не понимает простую школьную математику и страдает "функциональной безграмотностью". Поэтому анализировать смысловые параллели глубже, чем на уровне размера декольте, не умеют.
Не знаете случайно - что анализируют современные блогеры?..
Идея, в которую трудно поверить
Чем больше я наблюдаю за современным образованием, тем яснее становится идея, которую можно назвать фантастической или абсурдной. Но именно такие идеи заслуживают внимания и оказываются верными.
«Все мы согласны, что эта теория безумна. Вопрос лишь в том, достаточно ли она безумна, чтобы оказаться еще и верной» Н.Бор
Итак ...
Закон термодинамики в образовании
"В предоставленной самой себе, изолированной системе беспорядок увеличивается" (Свободная трактовка 2 Закона термодинамики).
- Горячий кофе в чашке остывает, а не нагревается.
- Раскрытый стручок гороха не восстанавливает первоначальную форму.
Чашку с кофе можно забыть на столе, увлекшись чем-то более важным. Но кто оставил без присмотра школьное образование и ради чего более важного?..
Никто не оставлял. Образование - важнейшая часть политики управления массами.
Образование регулируют сотнями законодательных и подзаконных актов. Сотни тысяч людей работают не покладая рук, чтобы все крутилось и вертелось.
Так почему же хаос увеличивается?
А он увеличивается. Хаос как противоположность целенаправленных изменений.
Цель обучения - увеличение способностей и всякое такое. Но динамика способностей учащихся во времени характеризуется кривой с отрицательным углом наклона.
Если проще, то большинство в школе тупеет, а математику понимают сущие единицы процентов.
Из этих двух фактов:
- образование - важнейшая часть государственной политики;
- наблюдается долгосрочный down trend (как говорят трейдеры на бирже, когда рынок акций долгое время снижается)
следует простой вывод.
Образование ухудшается не само.
ТРИЗ и математика. В плохом смысле
Одна из главных идей ТРИЗ - "Идеальный Конечный Результат".
"Системы нет, а ее функции выполняются".
Нет издержек, нет прямого воздействия, а результат есть.
Ясно, что ИКР буквально не достигается никогда - это идеал, ориентир. Но чем ближе решение к идеалу, тем оно красивее и эффективнее.
Сформулируем ИКР применительно к обучению математике:
математику не трогаем, а понимание ее ухудшается.
Возможно ли это?
Принцип "посредника"
"Если сложно осуществить необходимые действия с самим объектом - это осуществляют посредством промежуточного объекта"
Сказать, что собственно математику вообще не трогали - преувеличение. Но мы ведь говорили: буквально ИКР недостижим, к нему можно только стремиться.
"Посредник", позволивший эффективно разрушить понимание математики, почти не затрагивая саму Царицу, был-таки найден!
Помните, в начале статьи я невзначай упомянул "функциональную безграмотность", которой страдают "современные блогеры"?
"Функциональная безграмотность" - политкорректный термин, придуманный педагогами, чтобы замаскировать факт: подавляющее число блогеров, ну, хорошо - выпускников школ )) - не умеют читать.
"В функциональном чтении мы сегодня отстаем по сравнению с данными десятилетней давности ... Потери его начинаются в раннем возрасте ... Особенности, которые не удалось преодолеть в раннем возрасте, накапливаются к средним классам, и затем проблему решить становится почти невозможно.
Ребенок читает текст, не понимая прочитанного" (О.Васильева, бывший Министр просвещения)
Скажете: "Что за ерунда? Все умеют читать! Да и какая связь математики и чтения?"
Самая прямая и непосредственная. Подробнее расскажу в следующей статье: "Математика, полезная и вредная".
Ранее по теме: "Почему ребенок не понимает математику?"