Найти в Дзене

ТРИЗ vs Математики

Оглавление

Г.Альтшуллер, разработчик ТРИЗ и писатель-фантаст как-то посчитал:

более 90% научно-фантастических идей стали реальностью.
  • Мы летаем на "коврах-самолетах",
  • режем и свариваем металл "гиперболоидами инженера Гарина",
  • путешествуем в морских пучинах на "Наутилусах" ...

То, что казалось выдумкой, ерундой, сказкой (зависит от позиции), стало обыденным и недостойным внимания даже уважающих себя блогеров ))

Но большинство современных блогеров - это "жертвы ЕГЭ".

Ничего личного - статистика: большинство выпускников не понимает простую школьную математику и страдает "функциональной безграмотностью". Поэтому анализировать смысловые параллели глубже, чем на уровне размера декольте, не умеют.

Не знаете случайно - что анализируют современные блогеры?..

Функциональная безграмотность (с сайта pixabay.com)
Функциональная безграмотность (с сайта pixabay.com)

Идея, в которую трудно поверить

Чем больше я наблюдаю за современным образованием, тем яснее становится идея, которую можно назвать фантастической или абсурдной. Но именно такие идеи заслуживают внимания и оказываются верными.

«Все мы согласны, что эта теория безумна. Вопрос лишь в том, достаточно ли она безумна, чтобы оказаться еще и верной» Н.Бор

Итак ...

Закон термодинамики в образовании

"В предоставленной самой себе, изолированной системе беспорядок увеличивается" (Свободная трактовка 2 Закона термодинамики).
  • Горячий кофе в чашке остывает, а не нагревается.
  • Раскрытый стручок гороха не восстанавливает первоначальную форму.

Чашку с кофе можно забыть на столе, увлекшись чем-то более важным. Но кто оставил без присмотра школьное образование и ради чего более важного?..

Из моего архива
Из моего архива

Никто не оставлял. Образование - важнейшая часть политики управления массами.

Образование регулируют сотнями законодательных и подзаконных актов. Сотни тысяч людей работают не покладая рук, чтобы все крутилось и вертелось.

Так почему же хаос увеличивается?

А он увеличивается. Хаос как противоположность целенаправленных изменений.

Цель обучения - увеличение способностей и всякое такое. Но динамика способностей учащихся во времени характеризуется кривой с отрицательным углом наклона.

Если проще, то большинство в школе тупеет, а математику понимают сущие единицы процентов.

Из этих двух фактов:

  • образование - важнейшая часть государственной политики;
  • наблюдается долгосрочный down trend (как говорят трейдеры на бирже, когда рынок акций долгое время снижается)

следует простой вывод.

Образование ухудшается не само.
Падение системы образования (с сайта pixabay.com)
Падение системы образования (с сайта pixabay.com)

ТРИЗ и математика. В плохом смысле

Одна из главных идей ТРИЗ - "Идеальный Конечный Результат".

"Системы нет, а ее функции выполняются".

Нет издержек, нет прямого воздействия, а результат есть.

Ясно, что ИКР буквально не достигается никогда - это идеал, ориентир. Но чем ближе решение к идеалу, тем оно красивее и эффективнее.

Сформулируем ИКР применительно к обучению математике:

математику не трогаем, а понимание ее ухудшается.

Возможно ли это?

Принцип "посредника"

"Если сложно осуществить необходимые действия с самим объектом - это осуществляют посредством промежуточного объекта"

Сказать, что собственно математику вообще не трогали - преувеличение. Но мы ведь говорили: буквально ИКР недостижим, к нему можно только стремиться.

"Посредник", позволивший эффективно разрушить понимание математики, почти не затрагивая саму Царицу, был-таки найден!

Помните, в начале статьи я невзначай упомянул "функциональную безграмотность", которой страдают "современные блогеры"?

"Функциональная безграмотность" - политкорректный термин, придуманный педагогами, чтобы замаскировать факт: подавляющее число блогеров, ну, хорошо - выпускников школ )) - не умеют читать.

"В функциональном чтении мы сегодня отстаем по сравнению с данными десятилетней давности ... Потери его начинаются в раннем возрасте ... Особенности, которые не удалось преодолеть в раннем возрасте, накапливаются к средним классам, и затем проблему решить становится почти невозможно.
Ребенок читает текст, не понимая прочитанного" (О.Васильева, бывший Министр просвещения)

Скажете: "Что за ерунда? Все умеют читать! Да и какая связь математики и чтения?"

Самая прямая и непосредственная. Подробнее расскажу в следующей статье: "Математика, полезная и вредная".

Ранее по теме: "Почему ребенок не понимает математику?"