Найти в Дзене
Адвокат Олег Сухов

Как не быть выселенным из служебного жилья

Жилищный вопрос и поныне остается самым острым для жителей Москвы и, в особенности, гостей столицы. И день ото дня ситуация становится только хуже, ведь поток прибывающих в белокаменную, постоянно увеличивается. Давление на всю структуру Департамента городского имущества города Москвы (далее – Департамент), осуществляющего управление городским жильем, неуклонно растет, приводя к значительному снижению качества работы сотрудников. Так и выходит, что без особых разбирательств людей просто выкидывают на улицу. К сожалению, законодательством слишком слабо регулируются вопросы сохранения жилой площади за гражданами.

Особенно проблемным сегментом защиты прав на жилье являются служебные квартиры, предоставленные в свое время работникам ЖКХ, учителям, врачам и иным бюджетникам.

Москвичи никогда не считали престижной работу на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства из-за маленькой зарплаты и сложившегося пренебрежительного отношения к данному труду. Право на предоставление жилья для дворников, слесарей, сантехников было предусмотрено ещё советским законодательством, и являлось, по сути, абсолютно логичным решением властей.

Однако в постсоветское время положение дел резко ухудшилось. Служебные квартиры стали предоставляться, как правило, только на основании устных распоряжений руководителей организаций ЖКХ, учебных и иных бюджетных заведений, желавших избавить себя от лишних хлопот. В нарушение закона документы на предоставляемое служебное жилье гражданам не оформлялись. Такие «мелочи», как ордера и выписки из решений органов исполнительной власти зачастую не выдавались, не заключались договоры найма.

Именно по этой причине катастрофичной выглядит сложившаяся практика, когда суды, рассматривая иски жилищных органов, из-за отсутствия у граждан документов на занимаемые площади, приходят к выводу об их самоуправном захвате.

«Кто виноват? Что делать», - такие мысли сразу же приходят в голову несчастным, которых выгоняют из единственного жилья. На очевидный пробел в законодательстве неоднократно обращалось внимание уполномоченных органов, да только воз и ныне там.

Тем не менее, сидеть сложа руки, в спорах о выселении ни в коем случае не стоит, исправить ситуацию можно и нужно.

Если жилищные органы выдвинули иск о выселении, в первую очередь необходимо вспомнить, какие документы подтверждали предоставление жилого помещения. Наличие ордера, договора найма, заключенного в далекие 90-е, способны убедить суд в правомерности проживания в квартире.

Впрочем, их отсутствие не повод отчаиваться и выселяться. Большинство нанимателей служебных квартир не сохранили документов, выданных им в незапамятные времена. Тем не менее, выселяют далеко не всех. Необходимо обосновать факт добросовестного проживания. Для этого, как правило, требуются квитанции за оплаченные услуги ЖКХ. Позицию усилят доказательства того, что в квартире за счет жильцов проводился ремонт, чем дороже он был – тем лучше.

Не стоит забывать и о том, что жилье предоставлялось как служебное. Продемонстрировать суду заверенную копию трудовой книжки будет необходимо, ещё лучше – выписку из архива ЖКХ или иного бюджетного учреждения, предоставившего жилье. В отдельных, особо сложных случаях, судьи выслушивают даже бывших коллег выселяемых с целью установить сроки работы на предприятии, предоставившем квадрытные метры.

Положительный результат в конечном итоге зависит от нескольких составляющих. Во-первых, отсутствие иной жилой площади для проживания. Во-вторых, доказанный факт предоставления квартиры в связи с работой в ЖКХ и иных организациях, в основном бюджетных. И, наконец, необходимо убедить суд в добросовестности проживающих лиц. Как пояснил в свое время Верховный суд, только при соблюдении всех этих фактов чаша весов Фемиды качнется в сторону простых граждан.

Тем не менее, следует сказать, что в московских судах подходят к выселению слесарей, сантехников и бюджетников предельно цинично. Как свидетельствует практика, лишь один из десяти подобных процессов заканчивается фиаско представителей государственной власти.