Все, что я здесь напишу, касается не только физики, но и прочих школьных предметов: математики, русского языка, истории и т.д. Просто на примере физики это нагляднее.
Я думаю, мало кто будет спорить, что уметь решать задачи и учить решать задачи – это сильно разные вещи. Хотя, в комментариях я встретился и с противоположным мнением, мол, учить решать задачи надо так же, как их решают. (К сожалению, я не сохранил тот комментарий и уже потерял его.)
Привычно задачи решаются от начала, от «дано» до конца, до ответа. Но для этого нужна одна мелочь – алгоритм решения, точный, выверенный путь от условия задачи к ответу. А если у нас нет такого алгоритма? Например, попалась незнакомая задача, и не откуда списать, или вовсе эту задачу никто никогда ещё не решал. Что делать тогда? В таких случаях задачи решаются через ж… эээ… с конца. Начинать надо с ответа, а заканчивать на «дано».
Непривычно, да? Школьных учителей обычно шокирует такой подход, но сейчас я покажу, что он – правильнее. Вот вы когда-нибудь видели ТЗ? Техзадание. Техническое задание. В нём всегда очень подробно описано, какой должен получиться результат. Именно результат, а не путь его достижения, и даже не исходные (не знаю, как это назвать правильнее) «данные». А вот алгоритм и исходные специалист, который будет задачу решать, должен выбрать сам. Специалисту просто не откуда взять готовый алгоритм, наоборот, это его алгоритм будут брать все последующие, кто будет решать ту же задачу.
Во время решения задачи по физике ребенок оказывается в том же положении первопроходца. Поэтому и задачу решать должен с конца, а не «через дано». При решении новой, незнакомой задачи он должен думать примерно так:
«Мне надо узнать значение вот этой величины, она входит в формулы: вот эту, эту и ту. Откуда я возьму значения прочих величин в этих формулах? Ага, в первой формуле три величины записаны в условии задачи, четвертая – справочная величина, а пятую придется искать другими способами. Она входит в формулы: вот эту, эту и ту…»
Ученик, который к каждой задаче в своей жизни подходит «с конца», сможет эту самую каждую задачу решить.
И учитель должен не «показывать пример решения задачи», а учить ребёнка идти от конца к началу, разматывать клубок и постоянно держать в руке конец нити.
В это очень трудно поверить учителям, которые за 40 лет стажа запомнили все алгоритмы решения всех задач, не встречают в учебниках незнакомых заданий и не имеют опыта преодоления трудностей.
Если взглянуть на классический метод решения задачи у доски «через дано» глазами ученика, то выглядеть он будет довольно своеобразно. Учитель записывает всё, что напечатано в учебнике (ну, это нормально, с первого класса учимся списывать с книги). Потом откуда-то берет формулы (зря что ли зубрили их?), в них что-то куда-то переносит с другим знаком (эй, это же физика, а не математика!), выражает, подставляет. Получается очень мифологичная вещь – конечная формула. А теперь следите за руками: В неё учитель «подставляет» числа, считает и то, что получилось – то и будет ответом.
Именно так: то, что получилось – то и будет ответом.
Правдоподобное рассуждение, но тем не менее очень ошибочное (которое, кстати, культивирует псевдометодика Петерсон, там тоже любой вывод - правильный). Именно отсюда берутся фразы типа «решение уравнения – это то, что получается а результате вычислений» и радиусы Земли в 6 миллиметров.
И тут мы подходим к очень любопытному выводу. Если учитель знает свой предмет очень хорошо, то для него нет незнакомых задач, и он не сможет примером показать, как на самом деле решаются задачи.
Этот вывод я бы посвятил другой ветке комментариев, где разгорелась дискуссия о том, может ли физик вести иностранный язык. Если это хороший физик, то безусловно сможет: он будет учиться вместе с детьми, своим примером показывать, как решаются незнакомые задачи, задавать правильные вопросы, открывать новое. Сие будет куда эффективнее тупого «натаскивания»
И «высшим пилотажем» учительской деятельности я бы назвал умение открывать новое в давно изученном. Если и через 50 лет стажа учитель может подойти к привычной задаче, как к совершенно незнакомой, или узнать на уроке что-нибудь новое, то… Дети, они же губки – они усердно впитывают всё, что показывают им взрослые.