Зачем Москве понадобился новый аэропорт? Почему место выбрали именно здесь? Правда ли, что в качестве основной рабочей силы использовали лошадей и заключённых? А также - каким аэропорт был в советские годы, и почему потерял свой былой престиж? Об этом и не только расскажу сегодня.
Почему аэропорт разместили именно здесь?
Аэропорт "Внуково" - самая старая из ныне действующих воздушных гаваней столицы. Он появился, потому что очень быстро развивалось авиационное сообщение. Уже к середине 1930-х годов существующие на тот момент аэродром "Быково" и главный в районе современной станции метро "Аэропорт" не справлялись с пассажиропотоком. Кроме того, рядом с последним шло активное строительство. Летать там было уже не совсем безопасно.
Поэтому в 1936 году приняли решение построить новый. Место выбрали в районе деревни Внуково, которая тогда находилась в 30 км от центра Москвы. Существует версия, что название село получило в честь первого владельца этой территории князя Семёна Григорьевича по прозвищу "внук". Откуда оно взялось, историки до сих пор не знают. Сведений об этом человеке, к сожалению, сохранилось немного.
При выборе площадки учитывали самую высокую точку местности над уровнем моря, отсутствие крупных оврагов и близость к железной дороге. Она в то время здесь уже была. Её построили на рубеже 19-20 веков, когда Внуково стало престижной дачной местностью. Несмотря на все положительные моменты, существовали и проблемы. Территория была заболоченной, а на месте будущего здания аэропорта вообще располагался пруд.
Лошади и заключённые
Работы предстояли сложные. Достаточно сказать, что для устройства лётного поля и других сооружений требовалось около 1 млн кубометров грунта. Для этого пришлось использовать более тысячи лошадей. Не обошлось и без труда заключённых. Для них рядом со стройкой возвели бараки, окружённые колючей проволокой.
Проект здания будущего аэропорта составил архитектор Н.Н. Щетинин. Ничего особенного с точки зрения декора в нём не было. Тем не менее оно оказалось таким удачным, то именно его брали за основу при строительстве всех аэродромов послевоенных лет в СССР. Практически все работы закончили к весне 1941 года.
Торжественное открытие комплекса планировали провести 18 августа - в День воздушного флота #СССР. Однако помешала начавшаяся 22 июня Великая Отечественная война. Конечно, ни о каких торжествах не могло быть и речи. 2 июля в спешке запустили первую очередь объектов. Практически сразу #аэропорт стал работать для нужд фронта.
На базе "Внукова" создали Московскую авиагруппу особого назначения. За время боевых действий её пилоты совершили более 60 тысяч вылетов на линию фронта, а также перевезли около 365 тысяч тонн грузов. В том числе и для жителей блокадного Ленинграда.
Передовой советский аэродром
В мае 1945 года именно в этом аэропорту приземлился #самолёт из Берлина. На его борту находился документ о безоговорочной капитуляции Германии. Второй лайнер привёз, уже в июне, в Москву то самое знамя Победы, которое советские солдаты водрузили над Рейхстагом.
В сентябре того же года #Внуково стал главным аэропортом столицы. Поскольку долгое время этот аэровокзал был единственным в Москве, который соответствовал требованиям тех времён, то здесь совершали первые полёты все новинки советского авиастроения. Например, Ил-12,14,18, 86. А также Ту-104, 114, 134, 154.
В апреле 1961 года именно в аэропорт "Внуково" специальным рейсом из Байконура прибыл космонавт Юрий Гагарин. Буквально через два дня после своего эпохального полёта. Долгое время все важные зарубежные гости и политики прилетали именно в этот аэропорт. До сих пор он обслуживает правительственные рейсы российских чиновников.
Большой вклад "Внуково" внёс и в организацию Олимпиады-80. Несмотря на то, что в то время уже действовали "Домодедово" и оба терминала "Шереметьева" (один из них специально построили к Играм), аэропорт "Внуково" принял большую часть иностранных гостей.
Закат и современность
В 1990-х и начале 2000-х "Внуково" немного сдал свои позиции. Сначала пальму первенства выхватил аэропорт "Домодедово". Он первым из московских аэровокзалов начал реконструкцию, которая не закончилась до сих пор. Потом "подтянулись" и терминалы "Шереметьева".
Новые сооружения во "Внукове", конечно, строили ещё в советские годы, но они были устаревшими. Современные терминалы появились только в начале 2010-х годов. К сожалению, из-за реконструкции пришлось снести старое здание. Хотя, честно говоря, оно уже не соответствовало современным требованиям. В первую очередь, из-за недостаточно размера. Теперь на его месте располагается терминал "А".
Сейчас в распоряжении аэропорта "Внуково" две взлётно-посадочные полосы и три терминала. Технически комплекс способен принять любой тип воздушного судна. Отсюда летают отечественные авиакомпании "Россия", "Победа" и "Ютэйр". А также некоторые международные, например, "Turkish Airlines". Раньше "Внуково" был главным московским хабом для авиакомпании "Трансаэро", пока она не обанкротилась в 2015. Доехать до аэропорта можно на аэроэкспрессе, который отправляется с Киевского вокзала.
Я, честно говоря, последний раз пользовался этим аэропортом давно, в 2012 году. Тогда он мне не понравился: было очень много недоделок, мало точек общественного питания. Да и вообще как-то немноголюдно и уныло. Как будто ты в каком-то провинциальном городе. Сейчас вроде ситуация стала лучше. Если были там в последние год или два поделитесь впечатлениями в комментариях. Стало лучше?
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!