Найти в Дзене
О Москве нескучно

История самого старого аэропорта Москвы

Оглавление

Зачем Москве понадобился новый аэропорт? Почему место выбрали именно здесь? Правда ли, что в качестве основной рабочей силы использовали лошадей и заключённых? А также - каким аэропорт был в советские годы, и почему потерял свой былой престиж? Об этом и не только расскажу сегодня.

Почему аэропорт разместили именно здесь?

Аэропорт "Внуково" - самая старая из ныне действующих воздушных гаваней столицы. Он появился, потому что очень быстро развивалось авиационное сообщение. Уже к середине 1930-х годов существующие на тот момент аэродром "Быково" и главный в районе современной станции метро "Аэропорт" не справлялись с пассажиропотоком. Кроме того, рядом с последним шло активное строительство. Летать там было уже не совсем безопасно.

Аэропорт им. Фрунзе на Ходынском поле, 1935.
Аэропорт им. Фрунзе на Ходынском поле, 1935.

Поэтому в 1936 году приняли решение построить новый. Место выбрали в районе деревни Внуково, которая тогда находилась в 30 км от центра Москвы. Существует версия, что название село получило в честь первого владельца этой территории князя Семёна Григорьевича по прозвищу "внук". Откуда оно взялось, историки до сих пор не знают. Сведений об этом человеке, к сожалению, сохранилось немного.

При выборе площадки учитывали самую высокую точку местности над уровнем моря, отсутствие крупных оврагов и близость к железной дороге. Она в то время здесь уже была. Её построили на рубеже 19-20 веков, когда Внуково стало престижной дачной местностью. Несмотря на все положительные моменты, существовали и проблемы. Территория была заболоченной, а на месте будущего здания аэропорта вообще располагался пруд.

Лошади и заключённые

Работы предстояли сложные. Достаточно сказать, что для устройства лётного поля и других сооружений требовалось около 1 млн кубометров грунта. Для этого пришлось использовать более тысячи лошадей. Не обошлось и без труда заключённых. Для них рядом со стройкой возвели бараки, окружённые колючей проволокой.

Макет здания аэровокзала архитектора Н.Н. Щетинина.
Макет здания аэровокзала архитектора Н.Н. Щетинина.

Проект здания будущего аэропорта составил архитектор Н.Н. Щетинин. Ничего особенного с точки зрения декора в нём не было. Тем не менее оно оказалось таким удачным, то именно его брали за основу при строительстве всех аэродромов послевоенных лет в СССР. Практически все работы закончили к весне 1941 года.

Торжественное открытие комплекса планировали провести 18 августа - в День воздушного флота #СССР. Однако помешала начавшаяся 22 июня Великая Отечественная война. Конечно, ни о каких торжествах не могло быть и речи. 2 июля в спешке запустили первую очередь объектов. Практически сразу #аэропорт стал работать для нужд фронта.

Военное построение на территории аэропорта "Внуково", 1944.
Военное построение на территории аэропорта "Внуково", 1944.

На базе "Внукова" создали Московскую авиагруппу особого назначения. За время боевых действий её пилоты совершили более 60 тысяч вылетов на линию фронта, а также перевезли около 365 тысяч тонн грузов. В том числе и для жителей блокадного Ленинграда.

Передовой советский аэродром

В мае 1945 года именно в этом аэропорту приземлился #самолёт из Берлина. На его борту находился документ о безоговорочной капитуляции Германии. Второй лайнер привёз, уже в июне, в Москву то самое знамя Победы, которое советские солдаты водрузили над Рейхстагом.

В сентябре того же года #Внуково стал главным аэропортом столицы. Поскольку долгое время этот аэровокзал был единственным в Москве, который соответствовал требованиям тех времён, то здесь совершали первые полёты все новинки советского авиастроения. Например, Ил-12,14,18, 86. А также Ту-104, 114, 134, 154.

Посадка на рейс в аэропорту "Внуково", 1960.
Посадка на рейс в аэропорту "Внуково", 1960.

В апреле 1961 года именно в аэропорт "Внуково" специальным рейсом из Байконура прибыл космонавт Юрий Гагарин. Буквально через два дня после своего эпохального полёта. Долгое время все важные зарубежные гости и политики прилетали именно в этот аэропорт. До сих пор он обслуживает правительственные рейсы российских чиновников.

Большой вклад "Внуково" внёс и в организацию Олимпиады-80. Несмотря на то, что в то время уже действовали "Домодедово" и оба терминала "Шереметьева" (один из них специально построили к Играм), аэропорт "Внуково" принял большую часть иностранных гостей.

Закат и современность

В 1990-х и начале 2000-х "Внуково" немного сдал свои позиции. Сначала пальму первенства выхватил аэропорт "Домодедово". Он первым из московских аэровокзалов начал реконструкцию, которая не закончилась до сих пор. Потом "подтянулись" и терминалы "Шереметьева".

Новые сооружения во "Внукове", конечно, строили ещё в советские годы, но они были устаревшими. Современные терминалы появились только в начале 2010-х годов. К сожалению, из-за реконструкции пришлось снести старое здание. Хотя, честно говоря, оно уже не соответствовало современным требованиям. В первую очередь, из-за недостаточно размера. Теперь на его месте располагается терминал "А".

Аэропорт "Внуково" в 2018 году.
Аэропорт "Внуково" в 2018 году.

Сейчас в распоряжении аэропорта "Внуково" две взлётно-посадочные полосы и три терминала. Технически комплекс способен принять любой тип воздушного судна. Отсюда летают отечественные авиакомпании "Россия", "Победа" и "Ютэйр". А также некоторые международные, например, "Turkish Airlines". Раньше "Внуково" был главным московским хабом для авиакомпании "Трансаэро", пока она не обанкротилась в 2015. Доехать до аэропорта можно на аэроэкспрессе, который отправляется с Киевского вокзала.

Терминал А аэропорта "Внуково".
Терминал А аэропорта "Внуково".

Я, честно говоря, последний раз пользовался этим аэропортом давно, в 2012 году. Тогда он мне не понравился: было очень много недоделок, мало точек общественного питания. Да и вообще как-то немноголюдно и уныло. Как будто ты в каком-то провинциальном городе. Сейчас вроде ситуация стала лучше. Если были там в последние год или два поделитесь впечатлениями в комментариях. Стало лучше?

-11

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!