Известная история: Кировский театр уехал на европейские гастроли в мае 1961, частью которых были выступления в Париже. 16 июня труппе настало время из Парижа перебираться в Лондон. Однако Рудольф Нуреев, ввиду нарушения дисциплины, постоянных отлучек из гостиницы и проведения времени с "сомнительными людьми", прямо в аэропорту был разделен с остальной труппой. Ему было сообщено, что он отправляется в Москву для якобы выступления перед Хрущевым (об этом ему сказал Константин Сергеев, знаменитый танцовщик Кировского (Мариинского) театра, в то время как остальная труппа направилась по запланированному маршруту (т.е. в Лондон). Понимая, в чем дело, и что ему может быть уготовано на родине, Нуреев вырвался из рук агентов КГБ, обратился к французской полиции ("прыжок к свободе"), получив в итоге политическое убежище и оставшись на западе навсегда.
Так в самом общем виде выглядит история. Но дьявол, как известно, кроется в деталях. Так ли легко все произошло? Самостоятельно ли все сделал Нуреев? Конечно нет. Возможно, танцовщик вернулся бы в СССР, и неизвестно, какая бы его ждала судьба, однако за время пребывания в Париже он успел обзавестись друзьями - людьми, которые в итоге сыграли важную роль в том, что он остался на западе.
В данной статье мы как раз расскажем о трех из четверых таких людей.
В основном мы будем опираться на следующие источники: книги о Рудольфе Нурееве Дианы Солуэй ("Рудольф Нуреев на сцене и в жизни. Превратности судьбы", 2001), Джули Каваны ("Рудольф Нуреев. Жизнь"; выход в России - 2019 год), а также различные интервью и фильмы. Первые два источника - по сути, самые удачные, самые полные книги о Рудольфе Нурееве.
1. Пьер Лакотт
а) Кто такой?
Пьер Лакотт - знаменитый французский хореограф, балетмейстер, бывший танцовщик, в т.ч. и Парижской оперы (там был первым солистом). На момент событий ему было 29 лет, он восстанавливался от травмы, и только-только стал художественным руководителем труппы «Балет Эйфелевой башни» Театра Елисейских Полей.
Знаменит Лакотт прежде всего тем, что является балетным "антикваром" - осуществляет реконструкции старинных забытых балетов 19 века. Самым знаменитым его трудом является реконструкция "Сильфиды" Филиппо Тальони, благодаря которой он в одночасье стал знаменитым. Балетным зрителям на карантине конечно же запомнился феерический балет "Марко Спада" Большого театра с Дэвидом Холбергом, Евгенией Образцовой, Ольгой Смирновой и др. Это тоже его рук дело, т.к. сам балет появился в 1850-х годах и быстро, как и все балеты во Франции в то время, исчез. Реконструировал для Большого театра и "Дочь Фараона". Помимо прочего, занимался реконструкцией таких раритетных раритетов первой половины 19 века, как "Натали, или швейцарская молочница" и "Ундина, или Наяда" (для Мариинского театра). Ему также принадлежит восстановленный танец монахинь из оперы "Роберт-дьявол", первый белый балет в истории.
б) Когда и как познакомился с Нуреевым?
С Рудольфом Нуреевым Лакотт познакомился почти сразу по прибытию труппы Кировского театра в Париж. По его воспоминаниям, труппу представили французским коллегам-танцовщикам в большом фойе Пале Гарнье. Это было, так сказать, нечто вроде вечеринки.
"Среди советских артистов, довольно блеклых, выделялся один молодой танцовщик. На нем был узкий костюмчик, маленький галстучек… Чувствовалось, что он хотел отличиться от других. Парень пристально смотрел на нас. Мы подумали, что он, вероятно, видел наши выступления. Потом он подошел к нам, в то время как ни один русский не посмел этого сделать в течение всего вечера. На правильном английском он тихо сказал, что хотел бы встретиться с нами, но не может этого сделать, не имеет права. Мы стали просить Сергеева, руководителя труппы, чтобы тот дал разрешение на частную встречу. Тот отказал, но потом милостиво согласился при условии, что Нуреев будет в сопровождении".
В сопровождение пошел коллега Нуреева, премьер Кировского театра Юрий Соловьев, который на гастролях жил с ним в гостинице в одной комнате. В дальнейшем Нуреев на постоянной основе проводил время с Лакоттом и его женой, балериной Гранд Опера Гилен Тесмар. Так, однажды они пошли в знаменитое кабаре "Крэйзи Хорс", где Нуреев увидел полуобнаженных танцующих женщин. С одной стороны, он был невероятно удивлен, ведь в СССР ничего подобного не видел. С другой стороны, по воспоминаниям Лакотта, он то плакал, то смеялся.
в) Какую в этой истории сыграл роль?
В одном интервью директор в ту пору Кировского театра Георгий Коркин сказал, что Лакотту было выгодно, чтобы Нуреев остался за границей, и он с самого начала обхаживал танцовщика, показывая ему манящую жизнь Парижа. Почему выгодно? Лакотт известен не только как хореограф, но и как делец от балета, привыкший к широкому образу жизни. Он вращался в определенных кругах, где были коммерсанты, творческая интеллигенция, банкиры и т.д. Распознав талант Нуреева, он сразу смекнул, какие финансовые выгоды это может ему принести, и поэтому намеренно втирался в доверие к танцовщику, сманивая его в т.ч. и материальными посулами.
Второй момент - это роль Лакотта непосредственно в событиях в аэропорту Ле-Бурже, когда Нурееву было сказано отдельно от труппы лететь в Москву на якобы выступление перед Хрущевым. Что он делал в аэропорту? Туда он прибыл со своими друзьями, чтобы попрощаться с Нуреевым.
В книге Дианы Солуэй описывается, как Нуреев, узнав о своем возвращении в Москву, "торопливо шепнул" об этом Лакотту и попросил что-нибудь предпринять, иначе он убьет себя (в книге Джули Каваны немного по-другому, но об этом позже). Также Солуэй пишет о том, что Лакотт увидел в кармане пиджака Нуреева серебряный нож для бумаги, который некоторое время назад он ему сам же и подарил (сувенир из Мексики). В некоторых других источниках говорится о том, что нож не просто лежал в кармане - Нуреев его достал и стал угрожать самоубийством.
Итак, Лакотту нужно было что-то предпринять...
2. Клара Сент
а) Кто такая? Сент - дочь аргентинского промышленника-миллионера и чилийки, еще в детстве уехавшая жить в Париж. Там жила жизнью светской львицы, вращалась в соответствующих кругах, имела массу любовников, как утверждается, среди которых был, например, и Ив Сен-Лоран. На момент событий была невестой сына министра культуры Франции Андре Мальро - Венсана Мальро (последний, слову, за несколько дней до событий разбился в дорожной аварии насмерть вместе с братом). К балету никакого отношения не имела.
б) Как и когда познакомилась с Нуреевым? С Нуреевым ее познакомила ее подруга Клер Мотт, французская балерина. Произошло это в день дебюта Нуреева на парижской сцене, за кулисами. Танцовщик сразу сблизился с ней, они много времени проводили вместе. Нурееву с ней было легко, они много разговаривали. Было очевидно, что ей он нравится, но, как пишут его биографы и говорят очевидцы, он этого даже не понимал. Спустя много лет у Сент, никогда не дававшей по поводу Нуреева интервью, спросили "А были ли у него чувства к вам?". "Нет, не думаю, вряд ли" - ответила она.
Дальше они еще больше сблизились. Причиной послужила уже упоминаемая смерть Венсана Мальро. Сент много времени проводила в Опере, чтобы хоть как-то забыться. Еще больше времени она проводила с Нуреевым. В общем, на момент события, они стали довольно близкими людьми.
в) Какую в этой истории сыграла роль? "Итак, нужно было что-то предпринять..." Что же было предпринято? В общих чертах, следующее: позвонили как раз-таки Кларе Сент, которая еще не успела толком заснуть после бессонной ночи (они гуляли с Нуреевым). Позвонили и передали, что танцовщик срочно хочет ее видеть. Она ответила, что он уже должен улететь в Лондон. Когда ей ответили, что это не так, она пообещала, что приедет в аэропорт так быстро, как сможет.
В аэропорту Сент попробовала пройти к Нурееву и поговорить с ним. Это было непросто сделать, т.к. рядом с ним стояли агенты КГБ и никого не подпускали. Дальше разночтения: Солуэй пишет о том, что Сент обратилась к агентам КГБ, сказав им по-английски, что пришла лишь попрощаться. Убедившись, что они ее не понимают, наклонилась к Нурееву и расцеловала его в обе щеки.
У Каваны описывается по-другому: Сент обратилась к агентам по-французски, попросив разрешения попрощаться с другом. Они кивнули.
Дальше описание эпизода более-менее совпадает. Она стала целовать его попеременно то в одну щеку, то в другую, между поцелуями шепотом спрашивая и переспрашивая, действительно ли он хочет остаться в Париже. Тот каждый раз отвечал утвердительно.
После этого, Сент, гадая, что же делать, заметила возле лестницы табличку "Полиция аэропорта", и тогда осторожно прошла в отдел, находящийся на втором этаже. Там объяснила ситуацию и сказала, что есть русский танцовщик, который хочет остаться во Франции.
По словам Дианы Солуэй, "Клара знала о яростных антикоммунистических убеждениях французской полиции и сделала на это ставку"...
3. Жан-Пьер Бонфу
а) Кто такой? Бонфу - один из ярких французских танцовщиков той поры. На момент событий ему только-только исполнилось 18 лет. Он танцевал в Парижской опере, где лишь через 3 года станет премьером. Помимо Франции, был звездой балета и в США, где стал премьером в труппе Джорджа Баланчина Нью-Йорк Сити Балле.
б) Когда и как познакомился с Нуреевым? Вот тут не все так просто. В описаниях гастрольных событий мая-июня 1961 года его имя всплывает только в тот день, когда и случился тот самый "прыжок к свободе" Нуреева. Он приехал вместе с Пьером Лакоттом в аэропорт провожать танцовщика. Вполне возможен как вариант, что он уже знал Нуреева, так и вариант того, что он просто приехал за компанию с Лакоттом, и с советским танцовщиком до того знаком не был.
в) Какую в этой истории сыграл роль? Здесь тоже не все однозначно. В фильме "Рудольф Нуриев: танец к свободе" 2015 года с Артемом Овчаренко описывается, что Лакотт сказал ему пойти и позвонить Кларе Сент (т.е., звонил именно он). "Мы должны что-то предпринять. Вот телефон Клары, нужно позвонить, сказать, что у Рудольфа серьезные проблемы, и чтобы она срочно приехала" - так вспоминает сам Лакотт. Примерно то же, только покороче, и у Дианы Солэуй: Лакотт тайком сунул Бонфу записку с номером Сент, и тот пошел ей звонить.
А вот у Джули Каваны описывается по-другому: сам Нуреев сначала попросил Бонфу вызвать ему такси. Тот испугался и ответил, что не может. Тогда Нуреев сказал ему "позвать его подружку", что Бонфу и сделал. То есть, по этой версии, Лакотт не причем. Тем не менее, логично будет додумать: знал ли Бонфу телефон Клары Сент? Вполне возможно, что нет, и дал ему его все же Лакотт. Но разница в том, исходила ли от него инициатива.
Как бы то ни было, звонил Кларе именно Бонфу ("Нуреев хочет, чтобы ты приехала"), он же встречал ее на входе в аэропорт и объяснил ситуацию.
Промежуточный итог: 16 июня 1961 года Рудольфу Нурееву прямо в аэропорту было сообщено о том, что он летит в Москву, в то время как остальная труппа Кировского театра - в Лондон. Понимая, в чем дело, и что ему может грозить на родине, Нуреев, окруженный агентами КГБ, обратился к своим друзьям, которые позвонили Кларе Сент. Та приехала и обратилась в полицию аэропорта...
О том, что происходило дальше, мы расскажем в одной из следующих статей.
Чтобы не пропустить, следите за каналом, подписывайтесь, а также комментируйте, делитесь с друзьями. Спасибо за внимание!