Банально, но жизнь подкидывает сюрпризы и не всегда приятные (на первый взгляд). Как не только справиться с ситуацией при минимуме негативных последствий, но и извлечь пользу (с точки зрения саморазвития) - дело мудреное, я бы сказал, великое искусство бытия.
А поможет мастерски овладеть этим искусством старая добрая Йога. Это, своего рода, универсальный тренажер (симулятор) жизненных ситуаций, укрепляющий тело, закаляющий дух и вносящий объективность в наши суждения о природе вещей и явлений.
Готовы "прокачать" себя на этом "тренажере"? Ну, что ж, попробуйте!
1. Стресс.
Новичок, приходя на йогу, испытывает спланированный (срежиссированный) преподавателем стресс. Эта "прививочная" доза шока помогает организму выработать устойчивый иммунитета против серьезных жизненных испытаний.
На этом этапе отсеевается существенный процент людей, ожидавших ни к чему не обязывающего развлекательно-досугового времяпрепровождения и не готовых (не созревших) к серьезной работе над собой.
2. Романтика.
Получившие на старте позитивный (поучительный) опыт практики формируют идеалистическое отношение к йоге в первые дни/недели - начинается "медовый месяц" с йогой. Первичный энтузиазм так велик, что можно пренебречь и перенести "на потом" массу "неотложных дел".
Этот период наиболее эффективен для развития физических (гибкостных/силовых) возможностей тела. Человек старается, внимает преподавателю и подражает более опытным ученикам. Первые победы и первые травмы - это очень романтично. Как в комиксах, над человечком облачко со словами: "Здорово! Именно такое занятие я искал всю жизнь!" Ученик осыпает преподавателя лестными отзывами, словами восхищения и заверениями в вечной любви и преданности.
Но...
3. Качели.
В любом деле, понуждающем человека развиваться, присутствует постоянное чередование успеха и фиаско. Говоря языком психологии, человек раскачивается то в сторону эйфории (ура, получается!), то впадает в уныние (эх, не выходит!).
Время быстрых и легких побед сменяется затяжным периодом кропотливой работы. И это не только и не столько физический труд, сколько психологический: самоанализ, осознание предела своего таланта, работа с эмоциями, поворот мышления из идеалистического русла в серьмяжную правду реализма, продумывание новых подходов, подступов, стратегий и тактик.
Здесь, как никогда раньше или позже, нужна поддержка преподавателя и других учеников. Умный новичок сделает правильные выводы: начнет задавать вопросы до и после практики, уделит больше внимания мелким деталям, будет искать упрощения/вариации и адаптировать практику под особенности своего тела/психики.
Пожалуй, основная масса начинающих (выдерживших первую встряску) "соскакивает" с йоги на этапе повторяющихся, по их мнению, неудач. Тут еще и травмы как болезненный укор: "не видишь, что не по зубам тебе эта йога!" Сказывается потребительский инстинкт: "я не смог заиметь за выделенные мной время и усилия то, что хотел, значит, это не мое - пойду пробоваться в танцах, боксе или запишусь в фотокружок" (хотя одно другому не мешает).
Какое-то количество новичков усматривают причину своих "провалов" в методике конкретного преподавателя и начинают активно бегать по другим (в т.ч. именитым, собирающим толпы адептов, - ведь это верный критерий эффективного гуру, не так ли?) в поисках того единственного "учителя", который укажет максимально короткую (вымощенную декоративной плиткой) прогулочную дорожку под освежающей тенью деревьев к райским кущам и светлому йогическому будущему (которого в реальности не существует, ибо йога - это не конечный результат, а непрерывный процесс самопознания).
4. Труд.
На этом этапе в человеке формируется так называемый внутренний стержень: из изнеженного барина, привыкшего легко приобретать блага (например, покупать в магазине по акции), он превращается в пролетария, вынужденного работать и созидать своими руками/ногами/мозгами. Здорово, если этот труд доставляет искреннее удовольствие и желание совершенствоваться.
Однако, у некоторых занимающихся возникает устойчивый образ йоги, как некой повинности, которую они вынуждены отрабатывать по разным (нейогическим) причинам, например, чтобы держать себя в хорошей физической форме; успокаивать расшатанные нервы; следовать моде (да, йога - это модно, поэтому надо быть в тренде); заполнять досуг (чтобы не было скучно).
Сказывается все то же потребительское отношение к йоге, как к некоему снадобью, микстуре, таблетке, которую, когда "приспичит", надо принять для временного снятия симптомов. А когда "жизнь налаживается", йога убирается в аптечку до следующего приступа.
Помните, как во время "медового месяца" с йогой и романтической окрыленности не существовало почти никаких важных дел, чтобы пропустить йогу? Но теперь, как на зло, масса препятствий для регулярной практики: то семейные заботы, то на работе "дедлайн", а еще голова разболелась и, вообще, я в отпуске. Потакание "хотелкам" и капризам переменчивого настроения - торная дорожка к разочарованию в йоге/преподавателе/мире и, вообщем, в себе самом.
"Кто хочет — ищет возможности. Кто не хочет — ищет причины". Авраам Линкольн.
5. Быт.
Это, пожалуй, самая тернистая (а для кого-то и терминальная) стадия развития в йоге. Человек уже прошел огонь, воду и медные трубы в угаре акробатико-гимнастических завоеваний.
Тело адаптировалось (пристроилось/приноровилось) к йоге, эмоции улеглись, практика стала предсказуема - нет панического ужаса перед трудностями и вызовами, но и благоговейного трепета перед загадочной (мистической) древней практикой тоже больше не наблюдается.
Именно в такой период проявляются признаки остановки развития (наступления физической стагнации и морального застоя).
Человек исправно ходит на йогу "по привычке" (глагол "ходит" точно передает суть этой бездеятельной деятельности); пользуется навыками, наработанными на заре его практики, но не стремится к чему-то большему, новому и неизведанному. Таких людей выдают унылое выражение лица, тусклый взгляд и отвлеченное внимание (тело в асане, а ум в думах житейских).
Йога как примитивный ЗОЖ (здоровый образ жизни) разочаровывает: тело, вроде как, подтянутое и гибкое, даже мясо "почти совсем" не ем, но что с этой ущербной концепцией (понадерганной из многотысячелетней фундаментальной философии) делать, понятия не имею.
Да-да, то самое психологическое выгорание от формальной (роботизированной) физкультуры, некогда ошибочно принятой за суть и сущность пратики йоги. Да проще говоря, рутина засосала.
Дальнейший прогресс возможен при непрерывном поступательном движении, глубоком (и честном) самоанализе и тактике мелких шагов и малых побед.
6. Ренессанс.
После окончательного осознания бесплодности рефлекторной практики (на уровне оголтелой "физухи") и откровенного прозябания в трясине любительской гимнастики появляется надежда на возрождение, возврат к истокам: переоценивается прошлый опыт и пересматриваются цели практики йоги.
Человек отходит от привычных лекал - сугубо телесных упражнений - к работе со своим сознанием. Внимание уделяется концентрации на внутренних аспектах практики, особым способам дыхания (как мостику между телом и сознанием), чтению соответствующей философской литературы (вместо сухих методичек про заковыристые позы), изучению нравственных канонов йоги, освоению техник медитации - познанию истинного содержания и предназначения этой древнеиндийской практики.
Йога более не начинается в момент расстилания коврика и не заканчивается его сворачиванием - она заполняет и регулирует всю жизнедеятельность человека, является его путеводной звездой, спасительным маяком и родной гаванью.
Это трудный, тернистый, но благодатный и спасительный путь для человека, желающего существовать в ладу со своим внутренним и внешним мирами.
В дальнейших постах я уделю больше внимания философии йоги и их применению в повседневной жизнедеятельности.
Желаю всем нам осознанности и самореализации!
Мой сайт zyoga.ru (там же - расписание онлайн-занятий йогой)
Мой канал в Telegram @zyogaru