- «У меня есть некоторые вопросы насчет космоса. Скажите, пожалуйста, зачем Бог создал другие планеты ― те, которые никак не влияют на Землю? Какой в них смысл? И еще: думаете ли Вы, что где-нибудь в галактике существует планета, подобная Земле, то есть на которой можно жить? И что там такие же люди?»
Чем меня удивил этот вопрос? Тем, что автор ― женщина. От мужчин такое можно ждать, они вечно витают где-то в облаках. Мы космонавты, мы где-то там, в других галактиках, других мирах. Бытовые проблемы нас тяготят, и мы улетаем на далекую звезду, там думаем про инопланетян, и как они живут. А тут женщина задает вопрос.
«Космос» в переводе с греческого означает «красота». Отсюда, кстати, слово «косметика». Поэтому для женщин космос интересен, но только в этом плане. А тут женщина задает вопрос про планеты, галактики… Ух! Необычная женщина.
Зачем Бог создал другие планеты? ― Не знаю. Может быть, потому что у Него изобилие щедрот. У Бога всего много, нет какого-то расчета, что только Солнечной системой ограничимся. Помню, пятнадцать лет назад я рассуждал на эту тему. Как-то раз пошел погулять в поле, иду по бескрайней степи. Вокруг никого. Ни души. Вдруг слышу, как в небе поет жаворонок, стрекочут кузнечики, а я стою и думаю: я слышу, как он стрекочет, радуюсь пению жаворонка. Но если бы меня здесь не было, никто бы его не слышал, а он бы все равно пел. Для кого? Для чего он украшает природу? Такое изобилие щедрот создал Господь, что даже если никто не любуется этой красотой, она все равно есть. Может, и эти галактики, планеты сотворены так же: просто изобилие щедрот, и больше ничего. А насчет существования жизни на других планетах, в галактиках ― может быть, она есть, у Бога всего много.
Может быть, где-нибудь в глубинах космоса есть какая-нибудь галактика, где есть звезда, вокруг которой крутится планета, чем-то похожая на Землю или не очень похожая. На ней существует какая-то форма жизни, может быть, даже принципиально иная. Может быть, она не на углероде, а на кремнии (я плохо в химии разбираюсь). Почему бы и нет? Всё может быть. У Бога всего много. Может быть, и разумные существа есть, и инопланетных цивилизаций такое же бесчисленное множество, как галактик. А почему бы и нет?
Но если даже предположить, что вся эта бесконечная вселенная (уму невообразимо, какая она большая) сотворена только для одного человека ― не для одного из нас, а вообще для человека, ― то можно сказать: а не слишком ли вы зазнались, господа? Думаете, что для вас такая огромная вселенная? Вы тут как букашки, вы никто по сравнению с ней. И всё это ради вас? Не слишком ли дерзновенно так думать?
Более того, я думаю, что есть вещи и круче. Например, фраза в «Символе веры»: «и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася». Творец, который сотворил эту бескрайнюю вселенную, материализовался именно здесь, а не в Кассиопее, Альфа-Центавре или еще в какой-то галактике среди инопланетян. Одно дело в Иерусалим слетать на самолете, поклониться в Вифлееме месту рождения Спасителя. А тут нам бы пришлось на космическом корабле летать в паломническую поездку. Он здесь, у нас, на нашем маленьком шарике ― планете Земля ― воплотился, материализовался. Это круче! Он воплотился, вочеловечился, невогуманоидился, а именно вочеловечился! То есть принял на себя материальное человеческое естество, а не какое-нибудь инопланетное. Есть вещи, к которым мы просто привыкли. Привыкли к тому, что «и воплотился от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечился». У нас это проносится, пока мы читаем и поем «Символ веры», как само собой разумеющееся, мы даже не задумываемся: родился, воплотился. Слава Богу, пост Рождественский закончился, разговелись, гуся съели ― всё. А, вообще-то, ребята, это же запредельно! Даже если вся Вселенная только для одного человека создана, это не так круто, как то, что Бог стал человеком!
Поэтому, даже если вдруг окажется, что нет никаких гуманоидов на соседних планетах, в других галактиках ― я ничему не удивлюсь. Ну, а если есть ― хорошо, пусть они там живут. Может быть, когда-нибудь к ним в гости слетаем или они к нам.