Найти в Дзене
Секреты автоперекупа

Светодиодный свет в автомобиле: в каких случаях стоит устанавливать его на машину, а в каких – отказаться

Оглавление

Время на месте не стоит, равно как и прогресс, поэтому на рынке с каждым годом появляется большое количество нововведений, которые приходятся по вкусу современным автомобилистам. Одно из таких – LED-освещение. Сейчас подавляющее большинство автопроизводителей применяют его на своих моделях, ибо это не только модно, но и помогает снизить себестоимость производства. Но те, у кого в автомобиле нет светодиодного освещения, решаются на его установку кустарным способом. Я выяснил, что к чему и призываю вас подходить к такому решению разумно. Пока что не призываю отказываться либо наоборот, не агитирую за установку. Просто решил в этой публикации разложить все по полочкам, чтобы вы отдавали себе отчет, на что идете.

Итак, светодиодный источник освещения в машине – это на сегодняшний день наиболее передовая разработка, которая поспешила на смену ксенону и галогену. Светодиоды применяются в автомобилях еще с конца 2000-х годов. Правда, поначалу их удостаивались лишь некоторые премиум-бренды.

Пример галогеновых фар (слева) и светодиодных (модули, справа) на одном и том же автомобиле.
Пример галогеновых фар (слева) и светодиодных (модули, справа) на одном и том же автомобиле.

Сейчас же прогресс шагнул настолько далеко, что LED-оптику можно увидеть даже на бюджетных моделях – классов А и В. Вы думаете, что это так производитель заботится об вас? Нет, друзья, все намного прозаичней и драматичней. На самом деле, любым автопроизводителем преобладает жажда наживы и он, как только может, снижает себестоимость производства. Так вот, опытным путем было выяснено, что светодиодная оптика в производстве оказалась даже дешевле, чем ксеноновая и именно поэтому она сейчас вошла в моду. Но что самое интересное, у новых автомобилей LED-фары, в большинстве своем, предлагаются только в топовых комплектациях. Вот такая интересная история получается. Я не берусь убеждать вас, что светодиоды еще и дешевле галогена в производстве, но по себе стоимости они ушли недалеко. Таким образом, светодиоды – это, в какой-то степени, дань времени. Тем более, было выяснено, что бюджетная штатная LED-оптика головного освещения может светить даже хуже, чем галоген – такие невеселые дела…

Но не все так однозначно. Ибо существует немало машин, где ситуация складывается ровным счетом, наоборот. Как бы там ни было, но речь сегодня у нас идет не о штатной оптике, а о светодиодах, которые мы будем устанавливать в свой авто самостоятельно либо при помощи сервисных специалистов.

Светодиодное освещение сейчас делится на два вида:

· Лампы;

· Модули.

Лампы – это наиболее бюджетный способ обзавестись светодиодным головным светом. В свою очередь, модули – это целый комплекс мер, которые направлены на формирование светового пучка. Вообще, светодиодные модули – это, как правило, линзы и продуманная, интеллектуальная система вентиляция, поэтому и стоят они дороже. Но я разберу все эти вещи по пунктам ниже.

Начну с ламп

Светодиодные лампы – это первое, что появилось на эпохе зарождения массовых светодиодов после штатной оптики освещения. Они могут быть альтернативой и галогену, и ксенону – нужно только выбрать нужный цоколь.

В комплекте со светодиодными лампами идут проводка и драйвер, который отвечает за поддержание стабильного бортового напряжения, подающегося на чипы. Также у любой нормальной LED-лампы должен быть радиатор: активный (вентилятор) либо пассивный (лепестки либо теплоотводящий блок).

Виды светодиодных ламп.
Виды светодиодных ламп.

Наши автолюбители, опьяненные новизной технологий, легко готовы променять старый-добрый галоген на такие вот лампы. Однако не каждый делает это осознанно и даже не подозревает о проблемах, которые могут поджидать его.

В частности, установленные в рефлекторную оптику LED-лампы могут иметь сильные проблемы со светотеневой границей – она может отсутствовать либо быть размазанной. В обоих случаях будет слабая фокусировка светового пучка на дорогу и ослепление встречного транспорта. Как правило, наиболее сильные проблемы со светотеневой границей наблюдаются у ламп с чипами COB – они очень большие по размерам, что и не дает им сконцентрироваться в рефлекторе. Более-менее четкая граница у чипов – ZES и CSP, которые имеют строение по подобию спирали в галогене и маленькие размеры, при этом светят вполне ярко.

Также светодиоды не стоит устанавливать в оптику по той простой причине, что она для этого не предназначена и имеет соответствующую маркировку – под галоген либо ксенон. Если инспектор ГИБДД увидит в галогеновых фарах светодиоды, то ждите штрафа за изменение в конструкции авто либо постановление о лишении прав, если полицейский посчитает, что регламентом это запрещено (на деле, это касается только установки ксенона в галогеновую оптику).

Еще причина, по которой я не рекомендую устанавливать светодиоды – это малый срок службы при довольно высокой цене при покупке. Чипы не терпят перегрева и чувствительны к скачкам напряжение в электросети, и именно поэтому раньше времени выходят из строя. Наиболее часто неисправности случаются с лампами, у которых активное охлаждение – вентилятор со временем перестает работать, что и провоцирует критический перегрев LED-элементов.

Ну а, теперь расскажу поведаю, в каких случаях рекомендована установка светодиодных ламп. Во-первых, рекомендую их тем, у кого наблюдаются проблемы с проводкой и входное напряжение ниже, например, 12,5 В – в таких случаях галоген будет давать крайне тусклый свет, что небезопасно при движении ночью. Светодиоды же светят ярко вне зависимости от напряжения, поэтому вы сразу почувствуете разницу при установке в фары со старой проводкой светодиодов.

Также светодиоды отлично решают проблемы со светом в случае цоколя H4. Это сейчас самый старый цоколь и постепенно автопроизводители в головном свете от него отказываются. Здесь также можно рассчитывать на увеличение яркости светового потока и более объемный дальний свет – по причине того, что ближний при его активации не отключается.

Последняя причина рекомендованной установки LED-ламп – это избежание проблем с растрескиванием стекол на противотуманках. Существуют машины, где очень часто ломаются ПТФ. Это связано с тем, что стекла тонкие и раскалываются от перепада температур. Светодиоды нагреваются не так сильно относительно галогены, поэтому порча противотуманок вам не грозит.

Теперь, о модулях

Модули – это, на сегодняшний день, наиболее технологичный вариант и он с легкостью превосходит по своей производительности те же светодиодные лампы. Это уже реальная альтернатива даже заводскому ксенону и такие модули, даже неоригинальные, вполне способны потягаться со штатными аналогами.

Bi-LED модуль.
Bi-LED модуль.

У модулей никогда не бывает проблем со светотеневой границей, ибо пучок форсируется линзой. Более того, светодиодные модули имеют продуманную систему охлаждения, которая самостоятельно решает, в какой момент начать усиленное охлаждение чипов и системы, в целом. Такой подход выглядит разумным, принимая во внимание тот факт, что в модулях также задействовано активное охлаждение (но есть и пассивное, помимо этого).

На фоне всего описанного выше можно сделать простой вывод: светодиодные модули – это наиболее разумный выход из ситуации, когда штатный галогеновый и ксеноновый свет вас уже не устраивает. Причем я бы сделал акцент именно на апгрейде ксенона. Те, кто имеют ксеноновую либо биксеноновую оптику, знают, что рано или поздно, но рефлектор либо линза начнут выгорать под воздействие ультрафиолета и высоких температур. Светодиодные же линзы этого лишены, поэтому их нет никакой нужды менять раз в 3-5 лет, что очень похвально и избавляет владельца автомобиля от ненужных трат, потери денежных средств и поисков подходящего автосервиса.

Светодиодные модули в оптике Лада Гранта.
Светодиодные модули в оптике Лада Гранта.

Еще одно преимущество светодиодных линз – это моментальное переключение от ближнего света к дальнему. Шторка на Bi-LED работает быстро и сей факт будет полезным в том случае, если нужно моргнуть дальним кому-то.

Но минусы есть и их тоже стоит принимать во внимание. Во-первых, и самое главное – это цена светодиодных модулей. Бывает так, что комплект обходится в 5000 рублей, а бывает цена и в 20-25 тысяч рублей. Как бы там ни было, но биксенон может обойтись даже дешевле.

Второй минус – это, как и в случае с LED-лампами, обязательная регистрация модулей в качестве внесения изменений в конструкцию. Если, скажем, лампочки можно просто заменить на галогеновые, решив тем самым проблему на месте, то с модулями это не прокатит.

Третий недостаток заключается в риске отказа модулей. Опять же, не слишком радует то, что можно в один миг остаться без света ночью и тогда без эвакуатора уже не обойтись.

Вот такое у меня видение на все эти светодиоды. Дополняйте публикацию своим мнением в комментариях. Также ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Спасибо.