Найти в Дзене
Алексей Ратушный

Все вызовы Каспарову на матч в Мерцающие шахматы

Оглавление

ПОЧЕМУ НЕ СОСТОЯЛСЯ НАШ МАТЧ С ГАРРИ КАСПАРОВЫМ

часть первая

В прежние времена я старался отвечать на этот вопрос предельно кратко. Но теперь я решил, что пришло время ответить максимально развёрнуто, не торопясь и тщательно обрабатывая детали. Причин тому несколько. И первая заключается в том, что я покидаю эту печальную планету. А значит, никто уже не ответит на вопросы пытливого читателя так, как ответил бы я сам, будь я жив. Здесь мне предстоит сделать первое отступление.
Меня всегда пытались переводить с моего собственного языка на какой-то иной язык, который меня никоим образом не устраивал. Особенно в этом направлении отличился Евгений Борисович Куркин. Он позволял мне делать сообщения педагогическим коллективам в Урае, а потом заявлял:
- А сейчас я Вам объясню, что Ратушный здесь Вам только что сказал.
Кроме Евгения Борисовича хватало и других «переводчиков», особенно на организационно-деятельностных Играх. Меня последовательно переводили: Юрий Крупнов, Дмитрий Дмитриев, Юрий Громыко, Виктор Николин…
Мне можно возразить так: так они же все кандидаты и доктора наук!!!
Что правда, то правда. И Виктор Николин, и Александр Лучанкин, и Юрий Громыко, и Вадим Орлов стали докторами наук. Кандидатом наук стал Евгений Куркин. Кандидатами наук на моих глазах стали и Сергей Косенок, и Владимир Грибов, и Татьяна Орлова.
Но только сути дела это не меняет.
Моя история отношений с прессой такова, что с каждой конкретной редакцией мы начинали с того, что редактора меня правили (то есть поправляли мои материалы), а потом уже нет. Нечего было править. Способ подачи материала в газете обычно приветствуется такой, чтобы и ежу было понятно. Как говаривал один мой редактор:
- Чтобы человек имеющий образование два класса начальной школы мог понять то, что написано.
Так вот, выступая перед педколлективами я всегда придерживался именно такого стиля изложения материала. Ежи и второгодники меня прекрасно понимали. Понимали читатели массовых газет и журналов. Но вот в момент выступлений перед педагогическими коллективами всегда находились (тут же!!!) толкователи моих предельно простых, доступных пониманию каждого нормального человека, текстов.
О чем я порой размышляю? О том, что после моего ухода когорта толкователей многократно возрастёт и мои собственные тексты будут похоронены под кипами комментариев, как похоронены сейчас под толкованиями и комментариями статьи кодексов. Хорошо об этом сказал ещё Кони (цитирую смысл по памяти): «Мы то думали, что надо знать толстенный Свод Законов Российской Империи», а оказалось, что нужно знать к нему ещё десять толстенных томов Извлечений и Комментариев.»
Таким образом первое, на что направлена эта публикация – это постараться максимально подробно осветить один из ключевых эпизодов моей биографии – несостоявшийся матч с Гарри Кимовичем Каспаровым.

Вторая причина публикации этого предельно развёрнутого материала – заключается в острейшей его актуальности для российских и украинских исследователей, которых, в этом я уверен на сто процентов, мучают те же самые вопросы, которые в своё время занимали и меня.
Психолог Геннадий Балашов опубликовал здесь целый ряд весьма занятных материалов, которые совершенно определённо ориентируют молодых исследователей. Спорить с Геннадием Балашовым я не собираюсь. Но некоторые моменты в его публикациях я намерен осветить под другим углом зрения. В частности потому, что для определенных ситуаций и состояний выданные им «универсальные» формулы не работают.
Итак мы приступаем.

1. ВЕРСИЯ ЮРИЯ ГРОМЫКО

Для затравки я предложу Вам концепцию Юрия Вячеславовича Громыко, который подробно изложил свое понимание причин отказа Гарри Кимовича от матча в мерцающие шахматы со мной.

Для общего понимания некоторых высказываний доктора наук Ю.В. Громыко в отношении автора этих строк остановлюсь на предыстории. Мы познакомились в 1988 году на Игре в Сочи, которую Ю.В. Громыко вёл по заказу Э.Д.Днепрова и Минобразования России для выработки концептуального пакета ВНИК «Школа». Поскольку в дальнейшем Ю.В. Громыко и его партнеры проявили самое пристальное внимание к образовательным оргструктурам Ханты-Мансийского автономного округа и занялись там подготовкой и проведением кадровых перестановок, опираясь на тогдашнюю заведующую окружного отдела народного образования Тюменцеву (между прочим – она – выходец из системы образования города Урая!), мне в силу моей ситуации в округе пришлось решительно пресечь вторжение этой группы товарищей на данный сегмент образовательного рынка России, что вызвало понятный гнев самого Ю.В. Громыко и по существу прервало наши, до этого в целом нормальные человеческие отношения. Поэтому при анализе некоторых реплик Громыко нужно помнить, что я по существу сорвал ему ряд весьма выгодных договоров и проектов. И здесь я вставлю еще один пятачок в полновесный рубль наших отношений. Почему-то Ю.В. Громыко и его команда не поехали проводить Игры и развивать организационные структуры системы образования в экономически бедные регионы Российской Федерации.
Когда я ехал в Урай (это был именно 1988-ой год), я ехал туда потому, что этот город согласился стать Всесоюзной педагогической площадкой. Возьми на себя эту роль Минусинск, я поехал бы и в Минусинск. Но вот команда Ю.В. Громыко Минусинсками не интересовалась. Их влекли высокие кабинеты в Ханты-Мансийске. Отсюда и цена вопроса о дискредитации моей личности, как одной из причин срыва программы захвата контроля над рынком образовательных услуг в самом богатом регионе Российской Федерации (до 70 процентов ВВП России!).
Итак: концепция Громыко, выложенная им лично в одной из своих лекций, расшифровка фонограммы которой попала в Интернет и так стала доступной и мне, смертному.
Громыко вначале вводит различение между понятиями «игра» и «гейм» (от английского game – игра.) Далее он объясняет, что Ратушный создал гейм, который для него был изначально выигранным. Смысл гейма состоял в том, что на кон ставился СТАТУС, и оценивать надлежало именно статусные риски.
Каспаров – обладатель титула «чемпион мира по шахматам», Ратушный – никто.
Играть с Ратушным для Каспарова – это навсегда уронить свой статус, поскольку выигрыш не прибавляет к его титулу ничего, а проигрыш грозит серьёзными имиджевыми потерями. Таким образом Ратушный изначально поставил своего потенциального оппонента за доской в проигрышное положение. Это и привело к отказу от матча.
Вот собственно и вся конструкция гипотезы (или версии) Ю.В. Громыко. Что тут можно сказать или прокомментировать? Начну с того, что в определенном смысле Юрий Вячеславович просто прав. В сложную составляющую причин отказа от матча данный элемент входит. Включен как аспект, как один из векторов анализа, как один из безусловно учитываемых факторов.
Как сказал бы на Игре сам Громыко: "Такая логика есть."
Но!
Во-первых это лишь одна из логик, лишь один из факторов, лишь один из векторов, лишь одна из частей, лишь один элемент. Бесспорно, вызывая Гарри Кимовича на матч я изначально чётко понимал, что одной из причин, по которой он откажется играть, будут престижные риски. Однако нельзя не учитывать, что ЧЕМПИОН МИРА в указанном смысле ВСЕГДА находится в заведомо худшей ситуации, чем Претендент на место в мировой шахматной элите. Это, скажем просто, имманентно (внутренне присуще) самому статусу чемпиона мира.
Во-вторых ПРЕСТИЖНЫЕ РИСКИ были и у вызывающей стороны.Это сегодня вопрос звучит так: Какой-то никому не известный Ратушный вызвал на матч самого Каспарова! Обнаглели вконец!» Однако лет через двести, когда в мерцающие шахматы будут играть гораздо чаще, чем в ортодоксальные, вопрос будет звучать совсем иначе: «Какой-то очередной чемпион мира по тогдашним шахматам испугался играть с самим Ратушным! Такой вот был недалёкий чемпион».
И с точки зрения этого варианта развития будущего я рисковал гораздо больше Гарри Каспарова. Он рисковал лишь частичною утратой своего престижа в этом бренном мире. Да и это предположение весьма преувеличено. А вот я рисковал собой и собственной самооценкой.

2. ОБЯЗАННОСТЬ И ПРАВО ЧЕМПИОНА МИРА

Собственно говоря, кто такой Гарри Каспаров в свете всего, что мне известно о шахматах? Просто очередной шахматный суперсчетчик. Человек выдающихся счетных способностей, по сей день конкурирующий с шахматными компьютерами. И всё!!! Он не изобрел новых шахматных ходов и фигур, не внес в развитие игры существенной лепты. Под развитием игры я не понимаю развитие библиотек шахматных дебютов. Вот Капабланка лично проверял в экспериментальном матче свойства «новых» шахмат. Собственно он как бы закрепил за чемпионами мира обязанность испытывать новые шахматы, ставить проверочные эксперименты. Вот и Роберт Фишер предложил усовершенствование шахмат, подтвердив тем самым право и ОБЯЗАННОСТЬ именно чемпиона мира по ортодоксальным шахматам проверять новые формы игры.
Таким образом, обращаясь к Гарри Каспарову я адресовался очень верно и точно. Возражение мне здесь было выдвинуто такое:
- Сначала обыграй моего меньшого брата, то бишь кого-нибудь послабей.
В целом возражение понятное. И здесь необходимо отметить, что ДО вызова Гарри Каспарову с целым роядом сильных шахматистов я сыграл. Практически все они мне проигрывали. В отличие от людей не знакомых с существом дела я прекрасно понимал, что шансов на выигрыш у них, при отсутствии даже минимального опыта не было. Именно поэтому я смело предлагал Н.В. Крогиусу (тогдашнему директору Центрального шахматного клуба, что располагался в Москве на Гоголевском бульваре) сыграть СЕАНС ОДНОВРЕМЕННОЙ ИГРЫ ПРОТИВ СБОРНОЙ СССР ЧЁРНЫМИ именно в мерцающие шахматы. Уверен и по сей день, что вся сборная «легла» бы в этом сеансе в силу того, что это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО РАЗНЫЕ ИГРЫ, требующие по-разному устроенные аппараты мышления.

3. ПОЧЕМУ ЧЕМПИОН МИРА БЫЛ ПРАКТИЧЕСКИ ОБРЕЧЁН НА ПОРАЖЕНИЕ

В первую очередь именно в силу только что выше сформулированного положения.
Мерцающие шахматы, это игра не ходами, а расстановками фигур.
В каждый конкретный момент времени необходимо чётко представлять себе все версии вероятных перестановок на доске. Мозг шахматиста-профессионала настроен на решение принципиально иной задачи. Он работает с комплексами полей и ходами-кандидатами. В мерцающих шахматах ни комплексы полей, ни ходы-кандидаты не являются надёжным инструментарием для оценки последствий предполагаемого изменения позиций фигур.

Мозг, способный породить такую игру, вполне успешно может противостоять мозгу шахматиста-профессионала, даже если тот тренирован на решение этого класса задач. Таким образом я имел три важнейших преимущества:

а) в глубине понимания,
б) в наличии достаточно большой практики и опыта,
в) в проработке отдельных этапов развития партии
.

И здесь шансов на устойчивое сопротивление Гарри Каспаров не имел. Полагаю, он, вникнув в суть предложения, достаточно трезво оценил свои шансы, как ничтожно низкие, и потому именно в первую очередь отказался от экспериментальной проверки новой игры. Проще говоря он прекрасно понимал, что сев за доску ПРОИГРАЕТ.
И никакие другие соображения здесь не могут играть решающей роли. Он просто опасался проиграть.

4. ДРУГИЕ ФАКТОРЫ, ВОЗМОЖНО ВЛИЯВШИЕ НА ЕГО РЕШЕНИЕ

В тот период между Гарри Каспаровым и Анатолием Карповым шла напряженная политическая борьба за контроль над движением шахматистов. Каждый на свои личные сбережения (как мне кажется) собирал форумы шахматистов, и я знаю ряд шахматистов, которые последовательно участвовали и в форумах Каспарова, и в форумах Карпова. Я не исключаю вероятности того, что весь мой выпад в его адрес он первоначально рассматривал в контексте именно этой своей борьбы и имел достаточно веские основания предполагать, что я являюсь по сути ПОДОСЛАННЫМ противоположной стороной агентом, с целью выбить его из психологического равновесия.
Здесь необходимо упомянуть ряд моментов, которые способствовали такому развитию сценарного предположения. Мы с Карповым родились примерно в одно время, учились в одном и том же университете, уральцы. То есть связь как бы просматривалась. Неявная, не очевидная, но исключать её наличие без достаточных оснований он не мог. Тем более, что сам Карпов был членом ЦК ВЛКСМ, а именно в ЦК ВЛКСМ я и вызывался в своё время по поводу как раз мерцающих шахмат.
Освещая этот вопрос хочу порадовать читателей тем, что на самом деле никакой связи не было, да и не могло быть. В свое время мне довелось даже стать одним из победителей всесоюзного конкурса «СТУДЕНЧЕСКОГО МЕРИДИАНА» под любопытным названием: «СЫГРАЙ, КАК КАРПОВ!». Смысл конкурса состоял в том, что читателям предлагалось решить несколько комбинаций тогдашнего чемпиона мира по шахматам. И вот в этом вопросе я как раз и преуспел, несмотря на то, что было это в период прохождения мною службы на Тихоокеанском флоте. В силу того, что отпусков по таким пустякам никто никому не давал, я не смог принять участие в личной партии с Анатолием Евгеньевичем (а он обещал победителям именно личную встречу), и с тех пор, я, возможно, единственный шахматист на планете, которому Анатолий Евгеньевич лично должен партию. В обычные шахматы. Так что действительно никакой связи не было. Был еще курьёзный случай, когда я познакомился через эту ситуацию лично с Михаилом Нехемьевичем Талем. Не откажу себе в удовольствии описать эту ситуацию поподробней.
В тот период, когда практически завершалась встреча в Багио между А.Карповым и В.Корчным я был очередной раз направлен руководством Архангельского областного спорткомитета, в котором я работал в качестве директора областного шахматно-шашечного клуба, в Российский спорткомитет для решения некоторых, не имеющих к шахматам никакого отношения, вопросов. Но оказалось, что то должностное лицо (не называю его по этическим соображениям) с которым я имел дело, неравнодушно к шахматам. Особенно меня поразил галстук этого замечательного человека – он был украшен прекрасно выполненной шахматной эмблемой. Вот этот поклонник шахматного искусства сообщил мне, что заключил пари с Анатолием Карповым на предмет того, что он даст автограф в аэропорту по прибытии из Багио. (Они летели вроде бы через Индию, но здесь это не имеет значения). Таким образом, он, увидев мой естественный интерес, предложил мне помочь ему выиграть пари – то есть взять этот самый автограф, что превращало Карпова в проигравшую сторону. Мне была доверена точная информация о дне и времени прилёта, о месте выхода Карпова из здания аэропорта. Ажиотаж по поводу возвращения победителя диссидента, отщепенца и невозвращенца Виктора Корчного был велик. Но всё прошло, как по маслу. Карпов вышел не там, где стояла группа ожидающих, а именно в указанном мне месте, а последнего охранника около «Волги», в которую садился чемпион я просто отодвинул, поднырнув под его тяжёлую руку.
-Анатолий Евгеньевич, - весело обратился я. И протянул ему в машину книгу и авторучку:
-Для всех шахматистов Севера!
Анатолий Евгеньевич дал автограф и вскоре об этом факте я опубликовал в «Правде Севера» заметку. А заказчик этой провокационной, по сути, акции предложил мне в награду прослушать выступление Таля в Совмине России. Правда встал вопрос, на каком основании я туда попаду.
- Сделаем просто, - сказал мой благодетель, - Вы – директор шахматного клуба, вполне можете быть другом Михаила Таля. Всё просто, пройдёте туда, как его личный друг. Но надо же Вас познакомить, чтобы это получилось естественно. Мы это и организуем!
Вечером следующего дня я стоял на указанном перекрестке столицы. Уже было сумрачно. Но машина с Талем притормозила около меня в точно назначенное время. Я сел к нему на заднее сидение и мы познакомились. Из этого случая я извлёк важный урок.С тех пор в моих собственных играх действовало неукоснительное правило - всё должно быть настоящим и подлинным! В момент прохождения контроля Михаил Нехемьевич представил меня охране просто – это мой друг. Далее мои паспортные данные были внесены в соответствующий журнал и там же была зафиксирована наша тёплая дружба с Талем. Не исключаю, что в архивах эта запись хранится и по сей день.
Вот собственно и вся история моих отношений с Анатолием Карповым. Впрочем нет. Был ещё ряд позднейших эпизодов, но ни один из них никак не связывает нас непосредственно. Так или иначе, мой вызов Гарри Кимовичу никогда, и ни коим образом не был связан с именем или интересами Анатолия Карпова. И не мог быть связан. Это Гарри Кимович мог предполагать, что якобы я действую в чьих-то интересах и ПРОТИВ него. Но я действовал исключительно в интересах развития шахматного искусства и стремился популяризировать эту потрясающую игру всеми доступными мне способами.
Так или иначе, но именно этот мотив отказа мне представляется наиболее простительным и извинительным по отношению к Гарри Каспарову. По крайней мере в его тогдашней ситуации он имел право предполагать, что против него затевается неясная, непонятная, неизвестно кем, как и на какую глубину просчитанная провокация.
И есть здесь лишь одно, но очень весомое НО.
И это НО заключается в самой природе мерцающих шахмат.

5. В КАКУЮ ИГРУ Я ПРЕДЛОЖИЛ СЫГРАТЬ МАТЧ ГАРРИ КАСПАРОВУ

Гарри Каспарову – чемпиону мира по осмысленному передвиганию деревянных шахматных фигурок по шахматной доске было предложено сыграть не в калифорнийский пинг-понг, не в австралийский пси-бокс, не в японские «черепашки пиндзя», не в классический теннис или классическое водное поло. Ему было предложено посостязаться в передвигании именно тех самых шахматных фигурок именно по той самой шахматной доске. Основанием для вызова среди прочих послужил ряд громких опубликованных заявлений Гарри Кимовича, в частности его сообщение о том, что он достиг высокого уровня знаний о шахматах.
Среди прочего мой вызов должен был продемонстрировать самому Гарри Кимовичу, что до полного постижения шахмат ему ещё не ближе, чем до ближайшего небесного светила.
И вот здесь я просто обязан осветить вопрос, насколько информационно был обеспечен мой вызов. Во-первых он был сделан мною публично в прессе («Тюменский комсомолец», «Ленинградская правда», «Комсомольская правда», «Советская Россия»). Каждый вызов содержал корректное представление этой игры. Во-вторых я лично прибыл в дом Гарри Кимовича и беседовал с его мамой – по совместительству главным секундантом – Кларой Шагеновной в присутствии громадного охранника, и во время этого визита я постарался максимально внятно изложить свои цели и суть своего предложения. Во время этого визита я подарил Гарри Кимовичу матрицу шахматного гороскопа – Чатуранги, в знак глубокого уважения к его гостеприимному дому. Смысл наших переговоров заключался в том, что Клара Шагеновна спрашивала меня:
- Что Вы хотите от моего сына.
На что я незатейливо и без изысков отвечал:
- Хочу сыграть с ним матч в мерцающие шахматы.
- А почему не сыграть с кем-нибудь другим, - спрашивала мама чемпиона мира.
- Потому что я уже играл с мастерами и гроссмейстерами, - отвечал я, и уже выигрывал у них.
Этот ответ решительно не устраивал его маму (и секунданта!) и мы повторяли этот диалог по кругу.
В этот момент, как мне кажется, составлялось представление обо мне и делались не совсем адекватные выводы о моём психическом состоянии. К анализу последнего пункта мы обратимся позже (во второй части!), а пока продолжим перечисление форм контактов с вызываемой стороной.
До публикации в „Советской России” автор материала – Геннадий Александрович Супрунюк лично звонил самому Гарри Кимовичу, а затем и я переговорил с ним вкратце по телефону. Смысл разговора свёлся к тому, что Гарри Кимович обещал „вернуться к этому вопросу – вопросу об экспериментальной проверке новой игры – после важной поездки на турнир в Испанию”.
У нас состоялся ещё один – уже телефонный контакт с его мамой. Содержание его опубликовано в нескольких изданиях.
-Речь идёт об интеллектуальной короне мира – сказал я маме Гарри Кимовича, на что она спокойно сказала:
-Возьмите её себе!
-Беру! – весело ответил я и мы положили трубки.
С тех по прошло уже более 18-ти лет...
Но вернёмся к представлению самой чудо-игры.
Мерцающие шахматы – это игра сразу всеми фигурами. Игра ведется сериями ходов. И каждая сторона может сделать в своей серии один ход каждой своей фигурой. Здесь я вынужден остановить Ваше внимание еще на одной тонкости.
Мерцающие шахматы – это не одна игра. Это море новых шахматных игр, имеющих четыре основных формы. Здесь пока я не буду рассказывать о каждой. Гарри Кимовичу я предложил сыграть в самый сложный вариант игры – последовательную неприоритетную форму. Это фантастически сложная и запредельно красивая игра, в которой шахматная доска буквально живёт: всё дышит, всё двигается, всё играет. Возникают совершенно невероятные перипетии борьбы, изумительные по красоте комбинации, неожиданные коварные нападения и тонкие и совершенно неочевидные перекрытия и защиты.
Так вот именно содержание самой игры должно было навести Гарри Кимовича на совершенно трезвую мысль – автор – самодостаточная личность, имеющий в багаже то, что называется в нормальной графике интеллектуальным прорывом.
Разработав эту игру я ушел в отрыв от заокеанских математиков лет на сорок-пятьдесят. Кроме неё я разработал еще десятки самых различных игр, основы современной ИГРОЛОГИИ, тетраэдальную логику, основы тетраэдальнологического анализа, разобрался с магическими матрицами, опубликовал свою КЛИЕНТЕЛЛУ АГРЕССОРА, опубликовал и экспериментально проверил модель МОДУЛЬНОЙ ШКОЛЫ. В общем Гарри Кимович явно не вникал в существо моего предложения. Ему, по всей видимости, дело представлялось таким образом, что некий „ненормальный” хочет прославиться путем вызова его – СТРАШНО ПОДУМАТЬ – ЧЕМПИОНА МИРА – на идиотский матч на идиотских условиях. Он так и не понял, что это Я ДАВАЛ ЕМУ ШАНС закрепиться в реальной истории шахматного искусства. Что он – всего лишь наделенный внутренним суперсчётчиком шахматных комбинаций человек, а сыграть ему предлагал АВТОР И РАЗРАБОТЧИК великого множества шахматных игр и упражнений, автор оказавшийся способным сделать РЕАЛЬНОЕ ОБОБЩЕНИЕ на шахматы. По сути мною была создана игра, в которой обычные – ортодоксальные - шахматы, были лишь частным случаем.
И в этом заключался подлинный момент тотального проигрыша Каспарова. Он НЕ СУМЕЛ ОЦЕНИТЬ ПО ДОСТОИНСТВУ одну из величайших игр человечества.
Мы обсуждали с И. Линдером (он тогда работал в журнале с интересным сейчас названием: ПРОБЛЕМЫ МИРА И СОЦИАЛИЗМА) вопрос о технологиях популяризации новой игры.
- Вы же понимаете, - сказал тогда маститый историк шахматной культуры, - когда появились шахматы, - шатрандж вымер! (Шатрандж - форма игры предшествовавшая шахматам).
Многие годы, прислушавшись к мудрому совету И. Линдера я нигде не высказывал идею неизбежного вымирания традиционных шахмат перед лицом этой новой, фантастически глубокой, игры. Возможно нужно было этим советом пренебречь. Но тогда меня могли бы просто ликвидировать, поскольку за традиционными шахматами стоят реальные ресурсы, организационные структуры, информационные и финансовые потоки, неудовлетворенные амбиции всё ещё значительного числа поклонников.

6. ЕЩЁ НЕМНОГО ОБ АМБИЦИЯХ

В Екатеринбурге раз в год проводится турнир чемпионов. Проходит он обычно во Дворце шахмат, созданном, кстати сказать, при серьёзной поддержке Анатолия Карпова. Во время одного такого турнира, в 2002-ом году в нём приняло участие 63 шахматиста. Турнир этот именной. В него попадают по специальному приглашению только чемпионы мира, Европы, Советского Союза или России. Например чемпион мира по шахматам среди железнодорожников. Чемпион Советского Союза в составе команды ДСО „Спартак” и т.д.
Таким образом в одной только Свердловской области проживает реально 63 таких шахматиста (среди них и чемпионка мира Людмила Саунина). Для тех, кто с историей вопроса знаком плохо или совсем незнаком сообщу, что в Екатеринбурге (Свердловске) проживали три из четырёх четырёхкратных чемпионок России по шахматам (в том числе и пятикратная чемпионка России). Это я к тому, что по уровню шахматной культуры Екатеринбург уверенно входит в первую пятерку городов Советского Союза. И тем не менее сам факт наличия такого большого числа Чемпионов говорит о том, как много людей удовлетворяет в ортодоксальных шахматах свой амбициозный голод. Если бы поступило предложение о матче с другим городом, скажем на тысяче шахматных досок, полагаю Екатеринбург выставил бы эту самую тысячу не напрягаясь.
Понятно, что такую же тысячу легко могли бы выставить и Москва, и Петербург, и Киев, и Нижний Новгород. Не вижу к тому препятствий в Архангельске, Новосибирске, Челябинске.
Иногда большие мастера признаются, что у них бывают моменты ненависти к шахматам.
Довелось такое состояние пережить и мне.

В нашем клубе (Архангельск) турниры шли практически непрерывно. Один за одним, нередко параллельно шло и два и три турнира. И непрерывное наблюдение за десятками склонившихся над досками людей в конце концов вызывало странное состояние – мне было одновременно и страшно и противно. Наступал момент прозрения – все эти люди занимались разрешением одной единственной задачи, доказательством партнеру, что он менее состоятелен! Формула мотивации была приблизительно такой: ОН ТО ДУМАЛ, ЧТО Я – НИКТО, А ОКАЗАЛОСЬ...
Это для людей весьма далеких от шахмат Гарри Кимович Каспаров – единственный великий шахматист. Но есть великие (без преувеличения!) шахматисты - чемпионы мира среди незрячих шахматистов, среди глухонемых, среди студентов, среди юношей и девушек, среди мальчиков и девочек, среди женщин, среди журналистов...
Есть чемпионы мира в командных состязаниях, в Олимпиадах, в игре в блиц (М. Таль - 1988), в ускоренных шахматах...
Есть чемпионы мира среди шахматных композиторов и решателей шахматных задач и этюдов, есть чемпионаты среди составителей сказочных шахматных головоломок.... Свои неофициальные состязания у шахматных изданий и авторов шахматных книг, свои гонки у шахматных художников и поэтов...
Здесь надо замолвить несколько слов о звании МАСТЕР в шахматах.
Международная шахматная федерация признает мастерами один круг людей. В СССР звание мастера давалось другому, очень узкому кругу лиц. Приведу пример России.

В Российской глубинке периода СССР находилась большая группа кандидатов в мастера, игравших в силу гроссмейстера. Однако правила были таковы, что для получения звания мастера надо было стать чемпионом России. А гроссмейстером мог стать призёр чемпионата Союза! Это очень трудно понять, пока не присмотришься и не вдумаешься.
Вот идёт чемпионат СССР среди мужчин. Финал. Двадцать участников. Среди них Смыслов (чемпион мира!), Таль (чемпион мира!), Спасский (чемпион мира!), Петросян (чемпион мира!!) и еще несколько выдающихся гроссмейстеров (Керес, Полугаевский, Корчной, Бронштейн – к примеру), каждый из которых реально претендовал в своё время на шахматную корону мира. И вот среди этих монстров надо занять место в турнире не ниже третьего! То есть в СССР надо было обыграть минимум двух-трёх чемпионов мира (!!!) чтобы получить заветный гроссмейстерский титул. Естественно, при первой же возможности сильные шахматисты прорывались на Запад и там уже становились гроссмейстерами. Но для выезда необходимо было быть "выездным" шахматистом.
Очень похожая ситуация была и в России. Правила были просты: чемпион Союзной республики – мастер! Только в России, чтобы попасть в чемпионы, сначала нужно было выиграть свой районный или городской турнир, потом областной, потом пройти ЗОНУ. Зона – это ЗОНАЛЬНЫЕ турниры (где собирались победители и призеры областных соревнований из нескольких областей России, расположенных в одном её регионе. Например: Уральская зона, Западно-Сибирская зона, Северо-Западная Зона. В зональных турнирах, проводившихся по швейцарской системе играли постоянно сильнейшие шахматисты областей – кандидаты в мастера – имевшие по сути силу гроссмейстера, так называемые „зубры”. В полуфинал России из зоны было три путевки. Играло всего человек 60-70. Обычно „зубров” среди них было человек 15-20, и рубились они „не щадя живота своего”. Начиная с полуфинала России турниры проводились по круговой системе, и участников в них было уже человек 20-22. Играли в один круг, каждый с каждым, и здесь многое решала, в частности, цветовая палитра. Из полуфинала в финал попадало ровно три шахматиста. А еще в финале играли „приглашенные” – то есть именитые мастера, а также три победителя прошлогоднего финала. Три – четыре полуфинала, плюс три победителя прошлогоднего турнира, плюс три – четыре „приглашенных” участника. Приглашенные приносили турниру более высокий рейтинг, и беспощадно расправлялись с молодыми дарованиями. Беспощадны были к окружающим и призёры прошлогоднего турнира. И вот в этой – совершенно зверской системе будущий мастер должен был победить всех! Мне по жизни довелось работать с одним таким мастером и с одним „зубром”. Мастер однажды просто „снёс” финал России, заняв чистое первое место. „Зубр” раз десять выходил в Зоны и пару раз добирался до полуфинала. Между собой они сыграли не один десяток матчевых и турнирных партий. И вот Мастер играет в международном турнире с известным венгерским гроссмейстером. Через двадцать ходов на доске полный цугцванг. Гроссмейстеру просто нечем ходить. Любой ход проигрывает. При анализе этой партии мастер сделал тонкое замечание:
- Бора (Бора – это мы так между собой зовём нашего „зубра”) никогда бы не сделал такого слабого хода!
Однажды Бора сыграл матч с замечательным московским гроссмейстером, многократным победителем крупных состязаний. Играли в аэропорту, в ожидании задерживаюшегося рейса, на маленькую ставочку. Бора переиграл своего именитого партнера по всем статьям во всех стадиях партий! Он действительно играл в силу гроссмейстера, но пребывал в звании кандидата в мастера в силу особенностей национальной шахматной рыбалки.
Как-то Гарри Каспаров сообщил, что с кандидатами в мастера он играет на условиях 30 секунд у него, пять минут у партнёра. Сел бы он за доску с Бора на таких условиях, думаю у него не было бы ни одного шанса даже на ничью. И ещё раз подчеркну – шахматистов высочайшего уровня в России всегда было много. Вот в Екатеринбурге живет один скромный кандидат в мастера спорта. Раз в три года он ездит на крупный Российский турнир любителей, чётко забирает на нём первый приз (а играют десятки мастеров и гроссмейстеров!!) и продолжает чем-то там торговать в своей фирме. Если бы Гарри Кимович рискнул с ним сыграть на предложенных им же самим условиях!! Но Гарри Кимович ушёл в высокие сферы и занялся натуральной политикой. И вот на этом то поприще он и встретился наконец не с виртуальными, а с реальными угрозами, не с придуманными, а подлинными проблемами.
Только есть разница между Гарри Кимовичем Каспаровым, обладающим изрядным материальным ресурсом, и теми борцами за социальную справедливость, у которых никогда не было достаточных средств к существованию. Собственно говоря, а чем у нас занимается сейчас Гарри Кимович? Он МЫСЛИТ! Он промысливает кого, когда и в какие именно активности включить, чтобы его мыследеятельность, опрокинутая в этот мир, принесла долгожданные плоды. Но одно дело – считать варианты за шахматной доской, где фигуры ходят строго по определенным правилам – по одной, и где внутренний суперсчётчик, дар Бога – работает. Другая ситуация возникает там, где одновременно двигаются массы самостоятельно мыслящих индивидов.
Я предложил в своё время Гарри Кимовичу сыграть в игру, которая гораздо полнее отражает наш видимый мир, но он предпочёл сразу от примитивных шахмат перейти к социальным и ролевым играм. Флаг ему в руки! Видит Бог – свой главный шанс он упустил навсегда!

ПОЧЕМУ НЕ СОСТОЯЛСЯ НАШ МАТЧ С ГАРРИ КАСПАРОВЫМ - 2

часть вторая:

7. ВЕРА В СЕБЯ

Один из самых сложных вопросов, с которым сталкивается каждый изобретатель, первооткрыватель, разработчик, говоря короче – АВТОР – это вопрос об авторстве, точнее о достоверности собственного авторства.
Лично я осознал эту проблему «в полный рост» при сочинении собственных песен. Вот у меня есть роскошная мелодия. Она звучит во мне, я её слышу, она завладевает всем моим существом. Вот я сочиняю текст. Но где у меня гарантия, что именно я первый, кто эту мелодию слышит? Откуда у меня уверенность, что именно мне первому удалось вот так сочетать слова и звуки? Неплохо было бы, конечно, иметь полный внутренний каталог всех мелодий и текстов мира. Нажал на кнопочку «поиск» и сопоставил свою мелодию со всеми мелодиями планеты…. Но вот беда: нет у меня такого внутреннего каталога.
Я вырос в доме, где царил буквально культ книги, культ поэтического сборника. В библиотеке моей мамы скопилось три тысячи сборников стихов российских авторов. Весь цвет русской поэтической мысли. Каждую из этих книг мне довелось хотя бы раз прочесть. Но никакой гарантии мне это не даёт.
Тем, кто общается со мной напрямую, а особенно – молодёжи, даже в голову не приходит, какое множество самых невероятных ассоциаций вызывает во мне каждое произнесённое моим собеседником слово. Поскольку СЛОВА – это один из основных инструментов в моей РАБОТЕ, стараюсь предельно внимательно относиться ко всему услышанному. И вот именно переполненность чужими текстами очень сильно мешает при попытках четко определиться в вопросе: а действительно ли это – мой текст?
В своё время мною был разработан специальный инструмент для различения своих и чужих текстов – ТЕКСТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. Правда использую его, как правило, совсем в другом месте – во время работы с пакетами юридически значимых документов.
Таким образом я фиксирую здесь очень важный момент: исследователю, ученому, изобретателю очень важно ВЕРИТЬ В СЕБЯ, в свою способность самостоятельно генерировать новые идеи, тексты, музыку.
Технологии, позволяющие надёжно выявлять авторство до сих пор не созданы. Автор просто садится и пишет текст, или музыку. В момент обнародования произведения он ставит себя под общественный внешний контроль. И только контроль общества позволяет ему постепенно укрепляться в вере в свои силы.
С другой стороны, чем дальше двигается автор,тем более он убеждается, что сказать что-либо принципиально новое действительно очень сложно.
Мне повезло. Тексты современных психологов – фантастов мне в молодости дорогу не перебегали. Слаба Богу, обошлось без воздействий такого рода и типа. Никогда и никто не указывал мне, что обладание квартирой или автомашиной определяет мой личный творческий потенциал. Я знаю, как делаются открытия «на кончике пера», как генерируются высокопродуктивные технические и культуротворческие идеи.
Мне известно, что структура и контент человеческих мотиваций, их индивидуальная конфигурация во много раз сложнее всех текстов мира. Да, был такой врач-философ Ламетри. Именно он написал книгу «Человек – машина», где изложил взгляд механика – часовщика на человеческую природу.
Такое слово в этом звуке есть. В некоторых аспектах человека можно рассматривать и как машину, как механизм, состоящий из деталей. Но такой подход оправдан только при решении весьма узкого круга вполне конкретных задач. В этом ключе можно обсуждать механику движения легкоатлета над планкой при прыжках в высоту с шестом. Но если Вы пытаетесь выяснить, почему Вася влюбился без памяти в Аню, этот подход не поможет.
Потребуются другие инструменты, другие логики, другие концептуальные пространства.
Лично для себя и в себе я определился давным-давно: я – АВТОР! У меня есть собственная, мне имманентная,совершенно индивидуальная, неповторимая манера самовыражения в музыке, текстах и графике. Я – мощный генератор идей. Например – города-плёнки. В таком городе размером 70 х 70 км могут проживать десятки миллионов людей….
Поскольку я сам вырабатываю свои тексты десятки лет, у меня постепенно пропал страх, что у меня что-нибудь „сопрут”. Можете – прите!!! Мне не жалко! У меня всего этого так много, что не унести целой планетой! Некоторые люди на одной-двух моих идеях строили себе карьеры и звания. Ради Бога!! Пусть никто не останется обиженным.
Именно поэтому молодому генератору идей я могу посоветовать не зажиматься, не зацикливаться на одной своей мелодии или одном своём творении.
Вот стоит Свитовид (Свентовит, Святовит) – матрица в самом центре Киева. Я написал о ней книгу и выложил её в Интернете. Я прекрасно понимаю, что эта Матрица умнее всех нас вместе взятых. Я понимаю, как она, используя массы проходящих мимо людей без устали вырабатывает и вырабатывает волны, искривляющие Вселенную. Это – Матрица – Ключ! Ключ ко всем тайнам планеты. Можно было бы и подзажаться, заныкать информацию, которую я смог на ней обнаружить, но я понимаю: нужны столетия и тысячи талантливейших исследователей, чтобы хоть сколько-нибудь полно расшифровать это письмо человечеству. Поэтому не стесняясь приглашаю всех молодых к этому роскошному изданию Истин. Над числом 3456 я бился несколько лет. Установил его вопреки всем математическим завихрениям наших математических математиков. И потом обнаружил, что ответ на мой вопрос и итог моего исследования давно нанесён на эту Матрицу! Что оставалось лишь её прочесть.
Вот в силу всего вышеизложенного я смело утверждаю: Мерцающие (украинские) шахматы – это то, что является моей авторской гордостью. Пусть я сделал немного, но это сделал я. И все остальное моё движение в сторону популяризации этой чудо-игры я основываю на формуле: „с тобой или без тебя!... но я это сделаю!” Именно в таком контексте и нужно рассматривать мой вызов Гарри Каспарову. Я ему по сути сказал: - С Вами или без Вас Гарри Кимович, но эта игра явится новым этапом развития шахматного искусства. И в отличие от умерших обычных (ортодоксальных) шахмат она пока недоступна вычислительным машинам самого последнего поколения.Человек в этой игре превосходит любой самый совершенный компьютер!
И открывая главу истории шахмат под названием „полифигурные игры” я и здесь приглашаю всех желающих совершать свои собственные маленькие и большие открытия в этой потрясающей области человеческого постижения мира. Мне не жалко. Здесь открыт горизонт для биллионов новых Игр! Творите! Совершенствуйте! Мне не жалко!
А Гарри Кимович оказался недостаточно велик для понимания сущности моего предложения. Великий суперсчётчик слишком замкнулся в маленьком узко профессиональном шахматном мирке. В конце концов – Бог с ним! Необходимо признать, что в своей оценке этого дарования я ошибся. Я полагал, что имею дело именно с гением, достойным предложенной ему миссии. Я был глубоко неправ. Его гораздо больше интересуют такие земные нелепости, как деньги и власть. И я могу вслед за Сократом повторить: Вам Гарри Кимович туда, мне – сюда, и неизвестно, чья дорога лучше!

8. ОБ ОЦЕНКЕ МОЕГО ПСИХИАТРИЧЕСКОГО СТАТУСА

Излюбленный приём негодяев – намекать на то, что их оппонент „немного не в себе”.
Когда в ход пускают такой „аргумент” можно смело подводить итоги дискуссии. Тот, кто выдвигает подобные тезисы безусловно проиграл, и возразить что-либо по существу ему нечего. Что касается лично меня, необходимо отметить, что как игротехник и психолог я люблю тестировать людей своим внешним видом. Вообще говоря, речь идёт об элементарной безопасности. Как узнать, как реально к тебе относятся?
Встречают, как правило как раз и именно по одёжке. Для людей с внутренними закомплексованностями очень важно быть одетыми с иголочки. Это маскирует их внутренние тревоги и озабоченности (зачастую ложные!). Люди, много лет проведшие в походах, в дорогах, в пустынях, в тайге, в горах одеваются достаточно специфически и носят с собой достаточно специфический набор предметов.
И вот идёт спор – где цена вопроса довольно высока. Проигрывающая спор сторона цепляется за соломинки. И в самом конце разговора (помните у Владимира Семёновича: „я обидел его!”) или даже за рамками непосредственного общения, за глаза(!!!) заявляется о том, что „разве можно спорить с больным человеком?”
Для молодого исследователя, добравшегося до какого-либо результата эта проблема самоидентификации стоит очень остро, особенно на фоне естественных фобий, сопровождающих любое достижение. Юноша начинает сомневаться в себе: „А вдруг и правда?” Не вдаваясь в детали могу уверенно сказать – лажа всё это! Не надо бояться себя самого и своих собственных мыслей! Не верьте никому! Просто верьте в себя, в мощь своего рассудка, в силу своей логики. Критическое отношение к себе и своим собственным произведениям – это нормальное качество любого пытливого ума!
Все мои критики и близко не подходят к тому уровню беспощадной критики, которой я подвергаю собственную деятельность.
Иногда на тренингах с учениками я предлагаю посчитать риски, присутствующие в их „проектах” или даже в самых заурядных бытовых ситуациях.
Там где начинающие обнаруживают от 2-х до 5-ти рисков я демонстрирую им на порядок больше. Здесь весьма поучительна история с проверкой школы одного, без преувеличения – выдающегося, педагога, директора. Вкратце воспроизведу её не называя имён, чтобы не задеть чьи-либо интересы. Для меня лично эта история стала великим уроком на всю жизнь.
В городе К было десять школ, в двух из которых работали замечательные, очень сильные директора. Эти школы соперничали между собой по всем направлениям. Заведующий гороно (городским отделом народного образования, а проще – начальник этих директоров) должен был уходить на пенсию и стоял вопрос, кто из этих двух пойдёт на повышение. Директора эти были разного пола – мужчина и женщина. Женщина гонку за власть выиграла и была назначена заведующей гороно. И первым своим шагом она решила „проверить” школу соперника, что называется „на всю катушку”. Школа Мужчины подверглась так называемой ФРОНТАЛЬНОЙ ПРОВЕРКЕ. После таких проверок весьма часто следуют серьёзные оргвыводы. Видя, как много инспекторов посещает школу, и понимая, какой „документ” готовится директор Мужчина собрал педагогический совет и попросил педагогов самостоятельно написать подробные анализы своей деятельности с беспощадным перечислением и критикой собственных недостатков.
По итогам „фронтальной проверки” в областное управление ушла „Справка” от гороно, содержавшая перечень из ста девятнадцати выявленных серьезных недочетов в организации учебно-познавательной деятельности учащихся. А следом ушел Отчет самой школы, содержавший такой замечательный текст:
-проведенная фронтальная проверка не оказала педагогическому коллективу школы никакой помощи, поскольку плохо работавшие проверяющие с трудом обнаружили 119 недочетов в нашей работе, тогда как сам педагогический коллектив видит более шестисот недостатков и имеет свою собственную программу последовательной системной работы по их устранению!
В итоге новую заведующую строго предупредили о недопустимости впредь и более фронтальные проверки на школу Мужчины не насылались.
Вот именно в таком режиме беспощадного самоанализа я и привык работать. И побасенки о „психиатрическом стане” для меня давно стали пустым звуком, явным свидетельством поражения оппонентов в споре. Человеческий организм устроен очень мудро и прекрасно саморегулируется. Необходима очень серьезная поломка в соматическом статусе, чтобы произошли серьёзные нарушения психики. Без нарушений в соме (в теле) нет нарушений в психическом статусе. Вот, пожалуй, и всё.
Понятно, что мои оппоненты не переставали пытаться адресоваться к этой теме, но безуспешно, и оттого были особенно безутешны!

ПОЧЕМУ НЕ СОСТОЯЛСЯ НАШ МАТЧ С ГАРРИ КАСПАРОВЫМ - 3

часть третья:

9.ВЕЛИКИЕ ТЕКСТЫ

Я не являюсь автором приводимых ниже текстов.

В скобках я указываю имена тех, от кого я эти тексты впервые услышал, или у кого прочитал. Некоторые тексты оставлены без автора. Эти тексты я вырабатывал самостоятельно, но уверен, что они не мои. Эти тексты помогали мне жить, принимать решения и верить в свои силы. Это – тексты ЖИЗНИ!

Это всё пройдет.

Сначала создаётся команда , и уже она приносит успех. (В.П. Шпилёв)

Под каждую из поставленных задач необходимо создать организационную структуру.

Под каждый вопрос необходимо заново выработать адекватный финансовый инструмент. (А.Грибов. Москва)

Под каждую идею необходимо иметь хотя бы одного человека.

А весною я в несчастья не верю! (Н.Матвеева)

Для решения любой задачи необходимы время и деньги. Может быть много денег и мало времени, может быть мало денег, но много времени. В любом случае потенциал задачи является константой, являющейся произведением времени на деньги.

Принимая к себе в команду человека ты берёшь его со всеми его проблемами.

Королёв сам был сильной личностью, и потому не боялся окружать себя сильными личностями.(З-ин М.К.)

Шансов на спасение оставалось мало, но ими воспользовались правильно. (Чапмен Р.. Когда время против нас)

Как на это будут смотреть спустя две тысячи лет?

10. ОТВЕТ НА ВОПРОС В ЗАГОЛОВКЕ МАТЕРИАЛА

Теперь я могу достаточно полно ответить на вопрос, вынесенный в заголовок читаемого Вами материала.

О КАСПАРОВЕ:

1.Не смог оценить по достоинству предложенную Игру.
2.Возможно опасался провокации.
3.Не захотел связываться с человеком, которого окружающие характеризовали ему как неадекватного.
4.Считал престижные (статусные) риски слишком большими.
5.Неверно оценил свои обязанности чемпиона мира.
6.Находясь в своих «борьбах» не нашел сил на решение задачи на поиск ресурса свободного времени.
7.Оказался не настолько сильной личностью.

ОБО МНЕ

1.Не создал под эту задачу (матч в МШ) организационную структуру.
2.Не подобрал под эту цель команду.
3.Не подготовил необходимый финансовый инструмент для этого события.
4.Не выделил на решение задачи необходимый финансовый и временной ресурс.
5.Не нашёл под эту идею спонсора или внешнего организатора и сам не справился с этой ролью.
6.Неправильно воспользовался теми минимальными шансами, которые предоставлялись в ходе попытки реализации этого проекта.
7.Переоценил творческий потенциал Каспарова.
8.Переоценил информационную составляющую проекта.
9.Переоценил готовность человечества к восприятию нового класса Игр.
10.Недооценил тоталитарную природу советского человека.
11.Слишком много поставил на осень.
12.Недоработал со своей внешностью в периоды презентаций проекта даже в тех же редакциях «Комсомолки», «Правды», «Советской России»
13.Слишком сильно уповал на своих учителей в этом проекте, и где-то недоработал самостоятельно.
14.Не создал законченный оргтехпроект и плохо структурировал проекты вербальных контактов и информационнывх атак.
15.Проявил недостаточно воли и настойчивости там, где это было необходимо.
16.Слишком много другого взял на себя и тем самым деконцентрировался в моменты решения этой – приоритетной в общем-то – задачи.

Не уверен, что максимально полно осветил этот вопрос, но постарался быть максимально объективным.

Все вызовы А. Ратушного Г. Каспарову


-2

ПЕРВЫЙ ВЫЗОВ КАСПАРОВУ
"Тюменский комсомолец"

Открытое письмо Гарри КАСПАРОВУ, чемпиону мира по шахматам

Вызываю Вас на матч из шести партий в МЕРЦАЮЩИЕ ШАХМАТЫ. Предлагаю провести его на родине мерцающих шахмат в городе Архангельске, где эта игра была изобретена мною 19 февраля 1981 года. Тогда чемпионом мира был А. Карпов. Во многом благодаря усилиям таких столпов командно-административной системы, как Ю. Л. Авербах, Н. В. Крогиус, В. Д. Батуринский и другие, эта игра не получила широкого распространения, поскольку перечисленные выше апологеты «вечных шахмат» фактически уничтожали ростки новой шахматной культуры в стране, препятствовали распространению новых форм игры, и в итоге мы докатились до того, что, когда в Европе проводится первенство по ГЕКСОГОНАЛЬНЫМ ШАХМАТАМ, в нашей стране, где, кстати, они и были изобретены, фактически нет людей, умеющих в них играть,

Как это ни парадоксально, но именно, то, что чемпионами мира становились в основном советские шахматисты, привело нас на край шахматной катастрофы. Кучка мастеров и гроссмейстеров оторвалась от широких слоев любителей шахмат, многочисленные ведомственные соревнования увили всякую возможность действительного соперничества между любителями, и эти любители обратили свои взоры и другим играм и занятиям: кто ушел в шашки, кто в «го», кто в алкоголизм.

Анатолий Карпов несёт персональную ответственность за нераспространение информации о мерцающих шахматах, а его правая рука Александр Рошаль прямо виновен в многолетнем умалчивании о факте их существования. Евгений Яковлевич Гик был единственным, кто упомянул об этой игре в своих книгах, но там, признавая эту игру обобщением на шахматы, он называет их не «мерцающими», а последовательными. Его книга в этом смысле не способствовала распространению новой игры, названной одним из сильнейших мастеров Архангельска Б. А. Радевичем «игрой XXI века».

Единственный способ привлечь внимание широкой общественности к кризису в шахматной культуре страны — матч с чемпионом мира.

Я намерен не только сыграть с Вами, но и уверен в том, что сумею победить вас! Я убежден, что Вы проиграете мне матч и, понимая неизбежность поражения, уклонитесь от игры со мной.
Ведь одно дело - умалчивать о том, что шахматы умирающая игра и есть альтернативные игры, более мощные, более гибкие, более динамичные и совсем другое - сесть за доску с неизвестным никому любителем, имея шанс проиграть все.

Я публикую этот вызов потому, что наступит время и историки игр расставят все по своим местам. я. добиваюсь только одного, что бы они не задавались смешным вопросом, почему Вы не поддержали такую замечательную игру при ее зарождении.

Страх потерять престиж, боязнь лишиться гонораров, опасение разоблачения интеллектуального убожества висят над всеми шахматными профессионалами нашего времени.

Никакой особой фантазией, никаким действительным видением доски Вы не обладаете. И если Вы рискнете принять этот вызов, это станет очевидно миллионам любителей. Вот почему Вы под маской пренебрежения постараетесь скрыть то, что Вас действительно тревожит. Никакая я мире ЭВМ не сможет играть в мерцающие шахматы я ближайшие полвека. У человека в лице ЭВМ нет, и не может быть, конкурента.

Мои условия просты: мы играем матч на дополнительно оговоренных условиях, во всех шести партиях я даю вам фору: право выступки. Более того, я готов снять одну, любую пешку с доски и, тем не менее, переиграть Вас.

Финансовые условия таковы: за право сыграть со мной Вы вносите в призовой фонд 10000 долларов (по условиям Лондонского, 1922 года, соглашения) и в случае Вашей победы получаете их обратно, за вычетом сумм на организацию матча.

Время –2,5 часа на 18 серий ходов.

Игра ведется сериями ходов, не более одного хода фигурой в серии, в остальном — традиционные правила шахмат.

Своим секундантом я называю П. М. Зарубина, тренером Б. А. Радевича. (Оба — Архангельск).

Если Вас не устраивает Архангельск, я согласен сыграть я любом городе Тюменской области, проявляя уважение к приютившей меня территории.

Что же касается зарубежных городов, то знайте: я категорически против! У нас страна достаточно велика, чтобы из-за инвалютных подачек лишать соотечественников удовольствия увидеть лично, как простой сибирский мужичок обставляет чемпиона мира по умирающим шахматам.

Алексей РАТУШНЫЙ. Тюмень, ноябрь 1989 года

ВТОРОЙ ВЫЗОВ КАСПАРОВУ
«СОВЕТСКАЯ РОССИЯ»

№ 188 (10639) 04 октября 1991 года

Рубрика:
А. Ратушный вызывает на поединок за шахматной доской Г. Каспарова

«МЕРЦАЮЩИЙ» ВАРИАНТ

(начало статьи)

С Алексеем Ратушным я знаком более двух десятков лет. Он – романтик, жаден к знаниям. Пишет стихи и прозу. В его голове то и дело возникали «гениальные» идеи, грозившие революцией в разных сферах науки и практики. Ратушный окончил философский факультет, работал в газете, в школе. В последнее время в захолустном городке Урае, что в Тюменской области внедрял новую оригинальнейшую педагогическую технологию. Словом неординарная, талантливая личность. Расскажу о еще одном его новаторстве – в шахматах. Сам Ратушный играет неплохо. Разработал своеобразную методику бучения шахматам детей, применял ее с отменными результатами в школьных кружках. Но не ограничивается этим. Вот уже несколько лет Ратушный настойчиво добивается персонального матча с чемпионом мира Г. Каспаровым. Боле того, он уверен в своей победе! Фанфаронство? Как сказать! Дело в том, что Алексей Ратушный предлагает Каспарову сыграть в новые, так называемые «мерцающие» шахматы…

Г.А.Супрунюк

ТРЕТИЙ ВЫЗОВ КАСПАРОВУ

«ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАБОЧИЙ»

13.09.1991

Рубрика: К барьеру!

ВАМ ВЫЗОВ, ЧЕМПИОН!

Уважаемый чемпион мира! Вынужден повторно направить Вам свой вызов на матч через прессу. Впервые он был опубликован в «Тюменском комсомольце» аж в декабре 1988 года.

В наших переговорах по телефону с Кларой Шагеновной Каспаровой, представляющей Ваши интересы, и решающей за Вас, с кем Вам есть смысл встречаться, а с кем нет, я сказал, что имею намерение обыграть Вас, короля шахмат, чтобы развеять миф, созданный вами же о самом себе в многочисленных Ваших интервью. Миф этот заключается в том, что Вы, якобы прекрасно видите шахматную доску и мгновенно считаете варианты. И этот миф укрепляет (к сожалению) другой миф – о бессмертии шахмат, как игры, признаваемой всем миром.

Мир признает только то, что ему явлено, продемонстрировано. До Рубика мир никак не мог признать его кубик. До Королева мир не мог признать идей Циолковского. До тех пор пока мерцающие шахматы не были изобретены, мир никак не мог признать их существования. Вы, давший добро «космическим шахматам», по сути способствуете зарыванию в землю целого поколения новых неортодоксальных игр, имеющих далеко не шахматное значение.

В мерцающих шахматах все, как в обычных, за исключением одного правила. Игра ведется сериями ходов. И Вам это уже достаточно хорошо известно.

Наши переговоры о матче зашли в тупик не по моей вине. Ваша мама сообщила мне, что Вы уклоняетесь от матча, так как опасаетесь его проиграть. Странно, Вам ли меня бояться? Да, я намерен за доской доказать, что Вы – не гений шахмат, не пророк их, и не реформатор, а всего лишь король несуществующего королевства.

Да, я убежден, что выиграю. Я готов дать Вам фору – пешку и право выступки во всех шести партиях матча. Да, я готов сыграть с Вами вслепую. Но как чемпион мира Вы не можете ссылаться на отсутствие у Вас времени. Либо Вы отстаиваете свое право на это звание, либо признаете, что шахматы – мертвая игра. Что они – лишь частный случай мерцающих шахмат, как это признал в своих книгах Е.Я. Гик, и тогда Вы – чемпион мира лишь в одном, довольно частном случае.

Я предлагаю Вам этот матч не как профессионалу, а как человеку. Ибо в Ваших статьях, точнее за ними, я смог разглядеть второй (но по сути – первый) – наиболее важный – человеческий план. Как шахматный профессионал, Вы конечно опасаетесь такого матча. Но как человек Вы обязаны сесть за доску и на деле доказать свою готовность отстаивать легенду о бессмертии шахмат.

Со времен Капабланки именно шахматные чемпионы имеют прерогативу решать этот вопрос. Чемпионы мира и те, кто годами работали над новыми, действительно ультрасовременными теориями шахмат. Было бы преступлением с вашей стороны лишить мир такого удовольствия. Тем более, что новые игры – это не прихоть Вашего покорного слуги, но требование времени. Если Вы не сядете со мной за столик, я назову Вас чемпионом, испугавшимся играть в шахматы.

Мои условия остаются прежними: мы играем шесть партий, с контролем по двенадцать серий ходов в час в Архангельске, Тюмени или Петербурге, но ни в коем случае не за рубежом. Доход от матча идет в фонд образования РСФСР. Сроки – две недели в первой половине любого нечетного месяца. Фора, если Вы желаете, дается в любой партии. Мои секунданты: Б.А. Радевич и П.М. Зарубин (оба – Архангельск). В дополнение сообщаю, что Вы будете не первым гроссмейстером, проигравшим мне в эту игру.

Искренне Ваш А.Ратушный
Ректор первого в Сибири частного колледжа «Сурмико».

От редакции.

Не отвергая и не разделяя точку зрения автора (в чем-то экстравагантную и курьезную), редакция обращается с просьбой к своим читателям высказать своё мнение по поводу вызова А. Ратушного чемпиону мира. А подборку Ваших писем вместе с сегодняшней публикацией мы перешлем Гарри Каспарову.

ЧЕТВЕРТЫЙ (ЛИЧНЫЙ) ВЫЗОВ

И ПРОЧИЕ ВЫЗОВЫ

ЛИЧНЫЕ КОНТАКТЫ

На самом деле вызовов было больше. Тогда в 1991 году я бывал в доме у Гарри Каспарова и встречался с его мамой Кларой Шагеновной. Разговор был интересный. За моей спиной возвышался охранник. Меня видимо принимали за полного и законченного идиота. При этом никак не хотели заметить, что этот "идиот" умудрился непонятным образом поставить в проигранное положение самого Гарри Кимовича.

-Чего вы хотите от моего сына - спрашивала меня Клара Шагеновна, не замечая при этом, что свое желание я изложил и письменно и устно и оно разночтений вроде бы не допускало. Впрочем вероятно ей хотелось убедиться, что я и вправду хочу того, о чем написал.

- Хочу сыграть с ним в мерцающие шахматы - невинно отвечал я, глядя ей прямо в глаза.

-Но почему именно с Гарри? - вопрошала мама чемпиона мира, словно не замечавшая, что звание чемпиона мира, вообще говоря КО МНОГОМУ ОБЯЗЫВАЕТ, и что Гарри Каспаров, выиграв титул вслед за изменением своего общественного статуса приобрел и некоторые обязанности, уклонение от выполнения которых во всем цивилизованном мире расценивается однозначно.

Итак лифт с охранником уносил меня вниз, с четвертого этажа гостеприимного жилища Каспарова. О чем я тогда думал? Я размышлял о переживаниях тех, кого это вроде бы и не касается. Наверное многих любителей себя в шахматах задевает за живое, что я вызываю чемпиона мира играть матч. При этом аргументы приводятся достаточно смешные.

1.Так можно вызвать его на матч в конных скачках (бокс, стрельба оливковыми косточками, ползанье наперегонки).

Аргумент УМА ЛИШЕННЫХ. Только человек лишенный ума может не заметить, что чемпиона мира по шахматам вызывают на матч по шахматам. Я предлагаю чемпиону мира по передвиганию деревянных шахматных фигурок по доске 8х8 посостязаться в передвигании этих самых шахматных фигурок на этой самой шахматной доске. Причем здесь огнемёт на воздушной подушке? Если это и бокс - то чисто интеллектуальный. Игра та же самая. Фигурки те же. Доска точно такая же. Изменено лишь одно правило. Да и то оно строго говоря вытекает из правил той самой игры, в которой Гарри Каспаров некоторыми считается чемпионом мира. Я не склонен абсолютизировать шахматы. Я лично научил играть в них несколько тысяч детей, а некоторых из обученных довел до уровней первого разряда, кандидата в мастера, и даже до мастера. Мой личный наиболее высокий рейтинг в лучшие периоды моей жизни подскакивал до 2450. То есть я мог успешно бороться с мастерами и гроссмейстерами. При этом мне и в голову не приходило, что кого-нибудь обидит сама идея проверить, так сказать, горизонты шахмат.

Пусть гроссмейстер В. Маланюк, как лицо приближенное к А. Карпову, не даст мне соврать: он лично мне в мерцающие шахматы проигрывал. Проигрывали многие сильные шахматисты. Но речь не об этом.

2. Почему тон этих писем вызывающий.

Поразительно, но от ВЫЗОВА требуют НЕ ВЫЗЫВАЮЩЕГО тона! Ну да, я вызываю его на матч, Как в стародавние времена Илиады и Одиссеи вызывали на поединок воинов из осажденного города. Я громко называю его имя и говорю: ПРИДИ КО МНЕ и мы сразимся. При этом я не перестаю напирать на то, что матч с другими шахматистами МНЕ НЕ ИНТЕРЕСЕН. Жизнь так коротка. Я уже не раз бывал на самом краю. В реанимации я точно понял. Времени осталось мало. Возможно врачи и не рекомендуют инфарктнику играть такие матчи. Но ведь это было ДЕЛО моей жизни. Я открыл для других исследователей целый пласт новых игр на плоскостях. И поэтому я имею моральное право на вызывающий тон.