Когда я увидел Showgirls впервые - еще на пиратской VHS, в 1995-м, моя первая мысль была - на что рассчитывал Верховен? Выпустить в широкий прокат фильм, героини которого изрядную, мягко говоря, часть экранного времени проводят топлес? Фильм с многочисленными сценами откровенного стриптиза, половых актов, недвусмысленными намеками лесбийского характера, жестким изнасилованием и не менее жестоким избиением? Mad Dutch (как его прозвали в Голливуде) сорвался с тормозов?
Тут надо понимать контекст. В конце 80-х и начале 90-х Верховен - один из крутейших режиссеров Голливуда, персонаж из лиги, скажем, Кэмерона. Человек, снявший подряд Robocop (1987), Total Recall (1990), Basic Instinct (1992). Все три преуспели коммерчески и обрели культовый статус. После такого успеха у Верховена в Голливуде "зелёный свет" - и сценарист "Основного инстинкта" Джо Эстерхаз за рекордный гонорар пишет сценарий из жизни шоу-бизнеса Лас-Вегаса. Новую вариацию на тему "изнанки" гламурной обложки, провокационную и шокирующую. В духе "безумного голландца".
Но, как говорится, что-то пошло не так. Очень раскованный - и рискованный - "Основной инстинкт" стал коммерческим хитом и превратил Шэрон Стоун в секс-символ 90-х и звезду планетарного масштаба. Аналогичная задумка в случае Showgirls сработала с точностью до наоборот. Разгромной критикой Верховена после "Инстинкта" было не удивить, но в этот раз "умников" поддержало и "сарафанное радио" или - по-американски - word of mouth. Умеренный средний класс - особенно женская часть - поджимал губы, закатывал глаза и возмущался - "Ну это уж слишком!" Ужасное кино! Там таааааакое, что раздвинутые ноги Шэрон Стоун в легендарной сцене "Инстинкта"- это еще цветочки!
Финансовые показатели были неутешительны - при бюджете в 45 миллионов долларов, Showgirls в прокате не собрали и сорока. Учитывая, что около половины сборов идут дистрибьютору и прокатчику, студия-производитель понесла серьезные потери. Разгром довершила анти-премия "Золотая малина" с рекордным в истории количеством номинаций. Надо отдать Верховена должное - он лично принял "награду" худшего режиссера 1995-го года. Тогда же Showgirls фигурировали и на другой анти-премии с гораздо более неприятным названием Stinkers Bad Movie Awards.
Куда хуже? Как выяснилось - только вперед и только вверх! Как героиня фильма Номи, которая умеет за себя постоять и никогда не сдаётся.
И случилось...чудо. Во-первых, Showgirls, провалившись в прокате, стали блокбастером видео. Ханжи, лицемеры и жертвы общественного мнения, "постеснявшиеся" пойти на "это" в 1995-м, охотно покупали или брали напрокат кассеты, а затем диски с "стыдным" фильмом. Так что очень скоро "девочки" заработали 100 миллионов долларов в video rentals, не только окупив себя, но и сделавшись очень прибыльным проектом. И это только часть "заработка" - фильм о стриптизершах Лас-Вегаса по-прежнему пользуется спросом, продается на телеканалы, покупается для просмотра онлайн. Так что "девочки" поработали на славу - и работают поныне.
А во-вторых, Showgirls помимо восстановленной финансовой репутации завоевали серьезный культовый статус. Все больше и больше зрителей во всем мире становились фанатами нестандартного, дерзкого, яркого, выходящего за все рамки приличий фильма. А по ходу подтянулась и критика. Профессионалы вдруг снова оценили уверенную режиссерскую руку "безумного голландца", едкий и не знающий границ сарказм Верховена, мощный сатирический заряд. Так же "заново" оценили превосходно поставленные танцевальные сцены, энергичную режиссуру, блестящий монтаж, отличных актеров.
Жаль, что этот не рядовой фильм был оценен по достоинству и стал предметом кино-культа не сразу. Жаль, что некоторые карьеры не состоялись - как у Элизабет Беркли - из-за плохого приёма в 1995-м. Но все-таки некоторые незаслуженно "загашенные" ленты со временем получают заслуженное признание. Иностранцу Верховену, увидевшему и невиданный успех и изнанку "американской мечты", удалось снять кино о шоу-бизнесе без розовых очков и романтики, едкое, злое, без тормозов и ограничений. За это мы этот фильм по-прежнему любим. Ну, и, конечно, Верховен - гений.