Заключение брака порождает различного рода правовые последствия: появляется совместное имущество, возможность получить гражданство в упрощенном порядке, право наследовать за супругом по закону.
Чаще других именно наследники сталкиваются с фиктивными и недействительными браками своих наследодателей, которые заключаются, как правило на фоне пристрастия к алкоголю и могут существенно уменьшить наследственную долю.
Особенно неприятно такое явление, когда наследуется недвижимость.
Заключил брак, не расторгнув предыдущий
Казалось бы, в век цифровизации всего на свете такое событие немыслимо. Однако, по моему опыту, в юридической практике едва ли не чаще приходится сталкиваться с исключениями, чем с правилами.
Итак, в суд обращается истец с целым набором требований.
- Во-первых, о признании брака его умершего отца с ответчицей недействительным.
- Из этого вытекает второе требование - о признании недействительным свидетельства о праве на наследство по закону, по которому ответчица стала собственницей половины квартиры отца.
- Третьим было заявлено требование о признании недействительным договора дарения этой доли третьим лицам.
Истец пояснил, что ответчица, являясь уроженкой Республики Азербайджан, вступила в брак с его отцом без намерения создать семью, не расторгнув свой предыдущий брак, заключенный на родине.
Более того, продолжает проживать со своим супругом, имеет общих с ним детей, предположительно родившихся в период брака с наследодателем.
Ответчица в ходе судебного разбирательства не смогла опровергнуть доводы истца и требования последнего были удовлетворены. Брак был признан и фиктивным, и недействительным.
Поскольку ответчица, при таких обстоятельствах не могла быть наследником, совершенные ею сделки по отчуждению доли в квартире также признаны недействительными, а истец стал единоличным собственникам жилого помещения.
Хотя из решения суда следует, что доли ответчицей отчуждались по договору дарения, рискну предположить, что сделки все же были возмездными, а дарением стороны договора обошли преимущественное право покупки.
Получается, что приобретатели доли не смогут теперь даже потребовать от дарителя компенсации.
Что касается наследника. то он, можно сказать, легко отделался, применительно к подобной категории дел (Апелляционное определение Московского городского суда от 30.05.2018 по делу N 33-22978/2018).
Не отдавала отчет своим действиям
Гораздо сложнее обстоит дело, когда приходится доказывать неспособность наследодателя осознавать юридическое значение своих действий при вступлении в брак.
По такого рода делам необходимо проведение посмертной психиатрической экспертизы, а для исследования требуется достаточно данных о состоянии пациента в значимый, для решения спора, период.
Такие материалы не всегда есть в нужном объеме, однако при их наличии можно рассчитывать на положительное решение суда.
После смерти матери открылось наследство о принятии которого заявили нотариусу ее дети. При этом они узнали, что мать за два месяца до смерти заключила брак и теперь супруг также претендует на получение наследства.
Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения в суд с иском о признании брака фиктивным, поскольку женщина не выражала намерений вступать в брак и создавать семью. По несколько недель находилась в запое, знакомств с мужчинами не водила, домашнего хозяйства не вела.
Показания свидетелей подтверждали доводы истцов, а проведенная в рамках дела экспертиза установила, что на момент регистрации брака, женщина находилась в состоянии, которое лишало ее способности понимать значение своих действий или руководить ими.
Суд удовлетворил требования наследников (Апелляционное определение Липецкого областного суда от 15.01.2014 по делу N 33-58/2014).