Пока мы сидим дома, многие сожалеют, что не пользовались всеми возможностями свободной жизни и составляют списки: что нужно попробовать после снятия ограничений. Если вы еще не были на балете и теперь жалеете (или ходили на балет, но мало что поняли), ВТБ подготовил для вас краткий справочник. Он поможет подготовиться к походу и чувствовать себя уверенно.
1. Я никогда не был на балете. Чего мне вообще ждать?
Настоящий классический балет можно отличить по нескольким признакам:
- хореография построена на выворотных позициях ног: пятки вместе, носки врозь;
- женщины, как правило, носят специальную обувь — пуанты;
- артисты много и разнообразно прыгают и вращаются, но никогда не катаются по полу и не ползают на коленках;
- действие происходит на большой сцене, ведь балет — искусство большого размаха;
- строгие прямые или округлые смягченные линии, без углов и судорожных поз;
- балет чаще всего имеет дело с академической музыкой, под которой может подразумеваться хоть Чайковский, хоть Филип Гласс;
- психоаналитикой и остросоциальными вопросами классический балет не занимается — его интересуют вещи более глобальные, абстрактные и вечные;
- балет — это в первую очередь о телесном и эротическом, а уж потом про полет души.
2. Хочу на балет впервые. Обязательно ли начинать с «Лебединого озера»?
Не обязательно. «Лебединое озеро» — это, конечно, неформальный символ мирового балета, но отнюдь не главное его достижение. Балет не обязательно должен быть классическим. Он может иметь литературную основу или быть абстрактным, может быть посвящен самому автору или, например, терактам в Лондонском метро, есть невероятно сложные спектакли, а есть подходящие даже для детей. Так что выбирать можете на свой вкус.
3. И все же с чего начать?
Вариантов знакомства с балетом может быть миллион. Если хочется поймать драйв от чистого движения — добро пожаловать на балеты Баланчина и Ратманского в Мариинском театре. Привлекают вечные сюжеты? Советуем «Ромео и Джульетту», лучшая версия сейчас идет в Екатеринбурге. Цените имперскую роскошь, хотели бы жить в конце XIX века и иметь собственный дворец в столичном Петербурге? Для вас — реконструированная «Коппелия» в Большом театре.
4. Как я пойму, о чем речь, если там все без слов?
В хорошем балете хореография скажет все лучше множества слов. Хороший балет ничего не называет напрямую, но провоцирует зрителя на ассоциации. Тут все зависит от смотрящего (то есть от вас). Что вы ожидаете увидеть на сцене? Какое у вас настроение? О чем вы думаете?
В спектакле, где линейный литературный сюжет заявлен напрямую (например, «Онегин», «Ромео и Джульетта», «Дама с камелиями»), поможет или либретто (литературный текст, лежащий в основе спектакля) в программке, или базовое знание сюжета.
5. А фуэте будет?
Вращение балерины на одной ноге с хлещущим движением другой — фуэте — можно найти в некоторых классических балетах, таких как «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Баядерка». Фуэте узнают почти все, потому что много раз видели вне балетной сцены.
6. Когда аплодировать артистам?
В классических балетах, состоящих из отдельных номеров, аплодировать принято по окончании каждого номера: исполнитель подходит к рампе и кланяется. Часто рукоплескания можно услышать и во время номера (например, когда балерина с партнером исполняют сложную поддержку), но выражать восторг по поводу взятия веса не слишком подходит моменту. Тем более не комильфо прихлопывать в такт музыке.
Сольные и ансамблевые номера могут состоять из нескольких частей, и, когда оркестр ставит громкую точку, не спешите — музыка может внезапно продолжиться. Доверьтесь опытным зрителям, не начинайте аплодировать первыми.
7. Я пришел на балет, а их оказалось три, и все без сюжета. Это нормально?
Да. Вечера, составленные из нескольких (обычно трех) непродолжительных спектаклей, появились еще в XIX веке, но в ХХ они стали основной формой балетного представления, по крайней мере на Западе. Такие программы могут объединяться тематически: все балеты поставлены одним хореографом, на музыку одного композитора, в одну эпоху. Концепция может быть и более сложной.
8. А на что тогда смотреть, если сюжета нет?
Ключевой хореограф ХХ века Джордж Баланчин (бывший на самом деле воспитанником петербургской школы Георгием Баланчивадзе) говорил: когда на сцену выходят мужчина и женщина — тогда уже возникает сюжет. Чтобы завязалась история, достаточно и одного человека на сцене. Абстрактный балет — такой, в котором не рассказывают историй, — всегда представляет эмоции: за такими мощными эмоциональными инъекциями мы и ходим в театр.
В балете крайне важны и само безостановочное движение и любование мастерством танцовщиков.
9. Спасибо, я все-таки хочу на «Лебединое озеро». Где его лучше посмотреть?
Хороших балетных трупп не может быть много. Балет во многом опирается на школу и традицию — традицию исполнения и смотрения. Поэтому посещать стоит лишь крупные театры, имеющие солидную историю. В России настоящий классический балет вы увидите в Большом и Мариинском театрах, давним партнером которых является банк ВТБ; за качественной новой хореографией можно поехать в Екатеринбург и Пермь.
Ну а пока театры закрыты, заходите на VTBRussia.ru. Там можно посмотреть балет в записи и узнать про этот вид искусства еще много интересного, погулять по Музеям Москвы и Санкт-Петербурга, почитать интервью с известными артистами.