Фёдор Глумов,
тренер esprezo по эмоциональному интеллекту и переговорам.
Жизнь постоянно меняется, а к изменениям приходится адаптироваться. Звучит как прописная истина, но на деле любое нарушение привычного порядка вещей — испытание, потому что мозг привыкает экономить энергию и действовать шаблонно. Чтобы процесс изменений прошёл быстрее и с меньшим ущербом, лучше не оставлять процесс адаптации на самотёк, а помогать ей.
Когда вы сообщаете людям об изменениях, есть способ помочь им адаптироваться. Метод полезен руководителям, но пригодится вообще всем для повседневного общения — сообщать людям об изменениях, которых они не ждут или не воспримут с позитивом.
Чтобы научиться влиять на людей без манипуляций и вреда для общения, записывайтесь на дистанционный курс «Эмоциональный интеллект». Записаться: https://open.esprezo.ru/emotions
Два способа сообщить об изменениях
Сначала определяемся, что нужно от людей на этапе изменений. Это зависит не только от контекста, но и от ваших намерений. Чего вы хотите от людей?
Вариант №1. От людей ничего не нужно, изменения произойдут в любом случае и без их участия. В таких ситуациях проще всего погрузить людей в детство: забрать ответственность, убедить в беспомощности и подавить сопротивление.
Вариант №2. Людям нужно будет потрудиться, чтобы изменения заработали. Тогда полезно поддерживать в них взрослое отношение — помочь понять, что происходит и как действовать в новых условиях.
Смотрите, в чём разница:
Погружать людей в детство
Забирать ответственность
Ловко подводить к решению
Продавать идею, уговаривать
Больше говорить
Навязывать отношение
Реагировать на сопротивление силой
Шутить, развлекать, успокаивать
Поддерживать взрослое отношение
Возвращать ответственность
Прямо объявлять о решении
Работать с пониманием, спрашивать
Больше слушать
Работать с восприятием
Отвечать с заботой и интересом
Предупреждать об угрозах
Второй способ кажется более сложным и рискованным: с одной стороны, мы забираем у себя полный контроль над ситуацией и предлагаем людям самим вникать в происходящее и задавать вопросы. На первый взгляд, это опрометчиво — мало ли, куда приведёт такой путь? Людям могут не понравиться изменения, и есть вероятность, что они прямо скажут о своём недовольстве.
В этом вся прелесть «взрослого» подхода — вы позволяете людям самим поработать над своим пониманием изменений. Так люди быстрее разберутся в ситуации, причинах изменений и их последствиях. Ваша задача — помогать им сделать правильные выводы, а не навязывать одно единственное, «правильное» отношение к изменениям.
Как говорить по-взрослому
«Всё уже решено, вы уже ничего не измените» → «Я принял трудное решение, и мне нужна ваша помощь»
«И как вы думаете, какое решение нам подойдёт?» → «Вот что я решил»
«Будет не больно» → «Будет больно, но мы справимся»
«У всех это уже есть, и нам пора» → «Вот как я понимаю, зачем нам это...»
«Если будете сопротивляться, пожалеете» → «Если решите не идти за мной, я пойму»
«Будет так, потому что это наше будущее!» → «Как вы понимаете, зачем нам это?»
«Да ладно, не парьтесь, прорвёмся!» → «Я хочу прорваться, но это зависит от вас».
Главный секрет
Когда вы говорите с людьми, как со взрослыми, вы оставляете им право делать собственные выводы, испытывать собственные чувства и принимать собственные решения. Так вы демонстрируете уважение, а это располагает людей и подталкивает их действовать самостоятельно и брать на себя ответственность.