Найти тему
Цветочные Истории

Повязывание лент на деревья - священный ритуал или мусор на ветках

В самую свою первую поездку на Алтай, по дороге мы остановились на небольшом перевале между Шебалино и Апшуяхтой. Можно сказать, там моя нога впервые почувствовала землю Горного Алтая. И там же я впервые увидела ленточки на соснах, елках и кедрах.

На одном из перевалов Горного Алтая. Фото автора
На одном из перевалов Горного Алтая. Фото автора

Хотя, конечно же, я видела их и в Крыму, когда отдыхала там в детстве, и даже в Новосибирске. Но на Алтае, я стала задумываться о смысле этого действа.

Я не хочу обидеть верующих и коренных жителей гор, которые действительно видят и вкладывают смысл в подвязывании лент на деревья: приношения ли это духам гор или другие шаманские ритуалы. Я не хочу задеть чьи-либо чувства, правда. Но мне казалось, что не должно быть это настолько массово. Одна две ленты, не больше.

Но вижу я совершенно другую картину. В особенно популярных местах, возьмем хотя бы источник Аржан-Суу на Чуйском тракте. Километры грязных, запутавшихся лент, которые стягивают уже почти безжизненные ветки близлежащих деревьев, тянут их вниз и, в конечном счете, губят совсем.

Аржан-Суу ("Золотой ключик" недалеко от села Манжерок). Фото автора
Аржан-Суу ("Золотой ключик" недалеко от села Манжерок). Фото автора

И самое интересное, что ленты эти можно спокойно купить на базарчике рядом. То есть сами местные жители поощряют этот ритуал. Или зарабатывают на нем?

И толком не разобравшиеся туристы идут загадывать желание и вязать очередную ленту. Почему не запретить это? Для чего губить деревья? Неужели не лучше будет наоборот благодарить духов каким-то более созидающим действом? Посадить, а не погубить дерево, убрать мусор или просто не мусорить самому.

У меня был спор (практически не на жизнь), когда на просьбу моего друга, который родился на Алтае, повязать ленту, я отказалась. Он обиделся, доказывал мне, что это необходимо, если не хочу, чтобы со мной что-то случилось. Мои доводы - не плодить мусор, он отвергал напрочь.

Источник недалеко от села Акташ. Фото автора
Источник недалеко от села Акташ. Фото автора

А недавно в сети массово стали разлетаться видео с Алтая, где на деревьях висят использованные маски, влажные салфетки и другой мусор. И местные жители искренне возмущаются. Но ведь с чего все пошло? Да кому бы в голову пришло вязать тряпку на дерево, если бы сами местные, которые водят туристов не завозили их к очередному священному камню или дереву и не советовали загадывать желание? Я не раз была этому свидетелем.

Высаживаются туристы из автобуса и водитель/экскурсовод направляет всех к источнику и подробно объясняет как и куда что вешать. Зачем не оставить этот ритуал только для себя? Да, конечно, они не заставляют вязать на ветки шнурки, туалетную бумагу, салфетки. Но ведь не все люди сознательные, не все задумываются об экологии, думают о будущем нашей Земли.

В урочище Аккурум, долина реки Чулышман, Алтай. Фото автора
В урочище Аккурум, долина реки Чулышман, Алтай. Фото автора

Мне больше нравится ритуал складывания камней в пирамиды (еще их называют туры). Каждый прошедший мимо человек кладет сверху камешек. Эти пирамидки встречаются везде в горах. И иногда это даже очень красиво смотрится, и совершенно безвредно для природы.

Спасибо, что читаете!

Все фото в статье сделаны мной.

Если вам понравилась статья -ставьте 👍 и подписывайтесь на мой канал!

Неделя без связи и интернета - отпуск в горах Алтая!

Девичьи плесы, Алтай

Про Каракольские озера и "цивилизацию" на Алтае

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц