Найти тему
Ecoidea.me

Как ювелиры делают новые украшения из старых

При этом не оставляют на них ни налёта поношенности, ни ощущения второсортности.

Современные ювелиры, как уже рассказывали на Ecoidea.by, создают украшения не только из драгоценных материалов, но и из того, что могло бы запросто очутиться в мусорном ведре. Множество стильных украшений дизайнеры делают из уже имеющихся, ненужных, сданных людьми в благотворительные магазины украшений, а также из украшений с барахолок или просто выброшенных.

Дениз Юлия Райтан (Denise Julia Reytan) – «певица» пластика, и с чем бы она не работала (с украшениями, инсталляциями или арт-объектами), её главный материал – найденные объекты из пластика и абсолютно разного рода украшения. Она любит собирать их на берегу морей, когда вынесенные на песок они уже обработаны природой, отшлифованны волнами. Так обломки с беловатым налётом соли становятся частью колье. Причём в своих колье Дениз совмещает абсолютно разные по природе и ценности вещи: например, могут соседствовать остатки пластиковых упаковок, обработанный кварц и деталь фамильного украшения.

Художница любит многосоставные изделия: из разнообразных найденных вещей (и драгоценных, и нет) она отливает форму, которая и становится главной частью украшения. В этой композиции из силикона вы уже не отличите, какая из деталей изначально была сделана из золота, а какая – найденный на пляже мусор. Все они теперь уравнены, все они теперь не из разных времён и контекстов, а цельное новое произведение.

Проект «Потрясающие находки». Рабочий стол Дениз, изделия из серии «Драгоценный пластик». Фото https://www.reytan.de/

Большие и важные даты можно праздновать по-разному: можно помпезно, с парадами, песнями и застольями, а можно отбросить все якобы обязательные ритуалы и задуматься о том, что действительно было бы уместно и важно сделать, чтобы подчеркнуть весомость даты.

Институт ювелирного дела, моды и текстиля в Бирмингеме (Великобритания) необычно отпраздновал в 2015 году своё 125-летие. Несколько преподавателей-ювелиров организовали в честь этой даты проект-акцию «Хлам: от мусора к золоту» («JUNK: Rubbish to Gold»). Кураторы проекта провели опросы среди владельцев благотворительных магазинов и узнали, что огромное количество изделий, поступивших в благотворительные магазины, лежит на складах многие годы, не продаётся и, скорее всего, не продастся. Эти изделия из разных магазинов города, общий вес которых составил 650 килограммов, были собраны и помещены в отдельный кабинет института.

Кураторы проекта пригласили 10 совершенно разных по манере работы ювелиров и 20 студентов и студенток, которые в течение недели трудились над созданием украшений из собранных в магазинах изделий.

Так как проект должен был получить максимальную огласку и привлечь внимание общественности, художники работали в открытом холле института, где для них были организованы рабочие места. Пять дней в неделю без ограничений по времени, имея творческий карт-бланш, ювелиры создавали прямо на публике новые вещи. Параллельно организаторы транслировали процесс в прямом эфире на видеоплатформе «YouTube». Для ювелиров это был, несомненно, выход из зоны комфорта: приходилось работать с необычным сырьём, буквально откапывая неожиданные изделия из общей кучи старых вещей, а ещё – делать это не в камерной мастерской, а у всех на виду, общаясь с посетителями, отвечая на их вопросы. Иметь полную свободу, но при этом быть ограниченным, в основном, дешёвыми материалами, работать будто в мастерской, но у всех на виду – всё это было настоящим вызовом для мастеров.

-2

Ювелиры в процессе работы во время проекта «Хлам: от мусора к золоту». Фотограф Лаура Брадшау (Laura Bradshaw)

-3

Ювелиры в процессе работы во время проекта «Хлам: от мусора к золоту». Фотограф Лаура Брадшау (Laura Bradshaw)

-4

Ювелиры в процессе работы во время проекта «Хлам: от мусора к золоту». Фотограф Лаура Брадшау (Laura Bradshaw)

Финансирование на проект кураторы искали сами и даже собирали часть суммы на проект, чтобы оплатить рабочие часы ювелирам, на краудфандинговой платформе «Kickstarter». Пожертвовав определённую сумму, вы могли получить что-то из найденных украшений, указав, какая цветовая гамма вам ближе, или же получить итоговое изделие от одного из десяти ювелиров. Единственный нюанс: покупатели и покупательницы ни в одном, ни в другом случае не знали, что конкретно получат.

В итоге проекта было создано около 200 изделий, и 70 из них удалось продать через аукцион, в рамках которого желающие получить украшение сами определяли стоимость изделия. Вырученные деньги организаторы передали благотворительным магазинам, отдавшим украшения для проекта, разделив средства пропорционально весу изделий, которые те отдали в дар.

-5

Сделанные в итоге проекта украшения. Фото Род Гонзалез (Rod Gonzalez)

-6

Сделанные в итоге проекта украшения. Фото Род Гонзалез (Rod Gonzalez)

Проект из США, занимающийся на постоянной основе «переработкой» старых украшений, – «Radical Jewelry Makeover». Как утверждают его кураторы, добыча драгоценных металлов является одним из самых вредных для окружающей среды процессов. Вместе с тем около 80 процентов добытого золота идёт на создание именно ювелирных изделий.

Инициатива была основана в 2007 году. Тогда Сьюзи Ганч (Susie Ganch), одна из команды проекта, как раз получила образование полевого геолога и должна была исследовать земли на вопрос их минерального потенциала, создавать карты для горнодобывающих компаний. Однако, посмотрев чуть дальше и увидев конечную цель своей профессии, заключающуюся в потребительском отношении к ресурсам земли, Ганч ужаснулась и занялась проектом.

-7

Источник фото: сайта проекта «Radical Jewelry Makeover»

Изначально Ганч и её коллега Вики Мэйсон хотели сделать небольшой камерный проект: собрать ненужные украшения у друзей, соседей и создать из них новые, обратившись к людям с просьбой попробовать добывать материалы самим, то есть найти их у себя дома. Отклик был настолько масштабен, что запланированную единожды акцию организаторы повторили с тех пор 14 раз. А проект превратился в целое движение против культуры консьюмеризма.

-8

В процессе мастер-класса. Фото gemstoneshelper.com

Полученные старые изделия стали основой для проведения множества мастер-классов, где Ганч и Мэйсон благодаря разнообразию полученного от населения материала обучают традиционным и альтернативным ювелирным техникам, а также обращают внимание на этическую сторону вопроса добычи сырья. При этом команда проекта разработала специальный набор инструментов и инструкций для того, чтобы университеты и прочие организации типа гильдий ювелиров могли проводить мастер-классы со своими студентами и студентками, даже не обращаясь напрямую к ним. Университету стоит лишь войти в ассоциацию по этичной работе с металлами «Ethical Metalsmiths» (соорганизаторами которой являются учредители проекта) и недорого купить весь инструментарий для самостоятельного проведения воркшопов. Полученные от продажи наборов деньги идут на поддержку «Radical Jewelry Makeover».

-9

Пример украшений, получающихся в итоге мастер-класса. Фото Куртиса Арима (Curtis Arima)

В данном проекте главное – не какие, а как эти изделия получаются. Ганч постоянно выступает на семинарах и конференциях и ведёт большую просветительскую работу в своей области, создавая целое комьюнити. На вопрос, каким в будущем команда видит свой проект, отвечает, что хотелось бы, чтобы им стало попросту не с чем работать и проект закрылся.