При этом не оставляют на них ни налёта поношенности, ни ощущения второсортности.
Современные ювелиры, как уже рассказывали на Ecoidea.by, создают украшения не только из драгоценных материалов, но и из того, что могло бы запросто очутиться в мусорном ведре. Множество стильных украшений дизайнеры делают из уже имеющихся, ненужных, сданных людьми в благотворительные магазины украшений, а также из украшений с барахолок или просто выброшенных.
Дениз Юлия Райтан (Denise Julia Reytan) – «певица» пластика, и с чем бы она не работала (с украшениями, инсталляциями или арт-объектами), её главный материал – найденные объекты из пластика и абсолютно разного рода украшения. Она любит собирать их на берегу морей, когда вынесенные на песок они уже обработаны природой, отшлифованны волнами. Так обломки с беловатым налётом соли становятся частью колье. Причём в своих колье Дениз совмещает абсолютно разные по природе и ценности вещи: например, могут соседствовать остатки пластиковых упаковок, обработанный кварц и деталь фамильного украшения.
Художница любит многосоставные изделия: из разнообразных найденных вещей (и драгоценных, и нет) она отливает форму, которая и становится главной частью украшения. В этой композиции из силикона вы уже не отличите, какая из деталей изначально была сделана из золота, а какая – найденный на пляже мусор. Все они теперь уравнены, все они теперь не из разных времён и контекстов, а цельное новое произведение.
Проект «Потрясающие находки». Рабочий стол Дениз, изделия из серии «Драгоценный пластик». Фото https://www.reytan.de/
Большие и важные даты можно праздновать по-разному: можно помпезно, с парадами, песнями и застольями, а можно отбросить все якобы обязательные ритуалы и задуматься о том, что действительно было бы уместно и важно сделать, чтобы подчеркнуть весомость даты.
Институт ювелирного дела, моды и текстиля в Бирмингеме (Великобритания) необычно отпраздновал в 2015 году своё 125-летие. Несколько преподавателей-ювелиров организовали в честь этой даты проект-акцию «Хлам: от мусора к золоту» («JUNK: Rubbish to Gold»). Кураторы проекта провели опросы среди владельцев благотворительных магазинов и узнали, что огромное количество изделий, поступивших в благотворительные магазины, лежит на складах многие годы, не продаётся и, скорее всего, не продастся. Эти изделия из разных магазинов города, общий вес которых составил 650 килограммов, были собраны и помещены в отдельный кабинет института.
Кураторы проекта пригласили 10 совершенно разных по манере работы ювелиров и 20 студентов и студенток, которые в течение недели трудились над созданием украшений из собранных в магазинах изделий.
Так как проект должен был получить максимальную огласку и привлечь внимание общественности, художники работали в открытом холле института, где для них были организованы рабочие места. Пять дней в неделю без ограничений по времени, имея творческий карт-бланш, ювелиры создавали прямо на публике новые вещи. Параллельно организаторы транслировали процесс в прямом эфире на видеоплатформе «YouTube». Для ювелиров это был, несомненно, выход из зоны комфорта: приходилось работать с необычным сырьём, буквально откапывая неожиданные изделия из общей кучи старых вещей, а ещё – делать это не в камерной мастерской, а у всех на виду, общаясь с посетителями, отвечая на их вопросы. Иметь полную свободу, но при этом быть ограниченным, в основном, дешёвыми материалами, работать будто в мастерской, но у всех на виду – всё это было настоящим вызовом для мастеров.
Ювелиры в процессе работы во время проекта «Хлам: от мусора к золоту». Фотограф Лаура Брадшау (Laura Bradshaw)
Ювелиры в процессе работы во время проекта «Хлам: от мусора к золоту». Фотограф Лаура Брадшау (Laura Bradshaw)
Ювелиры в процессе работы во время проекта «Хлам: от мусора к золоту». Фотограф Лаура Брадшау (Laura Bradshaw)
Финансирование на проект кураторы искали сами и даже собирали часть суммы на проект, чтобы оплатить рабочие часы ювелирам, на краудфандинговой платформе «Kickstarter». Пожертвовав определённую сумму, вы могли получить что-то из найденных украшений, указав, какая цветовая гамма вам ближе, или же получить итоговое изделие от одного из десяти ювелиров. Единственный нюанс: покупатели и покупательницы ни в одном, ни в другом случае не знали, что конкретно получат.
В итоге проекта было создано около 200 изделий, и 70 из них удалось продать через аукцион, в рамках которого желающие получить украшение сами определяли стоимость изделия. Вырученные деньги организаторы передали благотворительным магазинам, отдавшим украшения для проекта, разделив средства пропорционально весу изделий, которые те отдали в дар.
Сделанные в итоге проекта украшения. Фото Род Гонзалез (Rod Gonzalez)
Сделанные в итоге проекта украшения. Фото Род Гонзалез (Rod Gonzalez)
Проект из США, занимающийся на постоянной основе «переработкой» старых украшений, – «Radical Jewelry Makeover». Как утверждают его кураторы, добыча драгоценных металлов является одним из самых вредных для окружающей среды процессов. Вместе с тем около 80 процентов добытого золота идёт на создание именно ювелирных изделий.
Инициатива была основана в 2007 году. Тогда Сьюзи Ганч (Susie Ganch), одна из команды проекта, как раз получила образование полевого геолога и должна была исследовать земли на вопрос их минерального потенциала, создавать карты для горнодобывающих компаний. Однако, посмотрев чуть дальше и увидев конечную цель своей профессии, заключающуюся в потребительском отношении к ресурсам земли, Ганч ужаснулась и занялась проектом.
Источник фото: сайта проекта «Radical Jewelry Makeover»
Изначально Ганч и её коллега Вики Мэйсон хотели сделать небольшой камерный проект: собрать ненужные украшения у друзей, соседей и создать из них новые, обратившись к людям с просьбой попробовать добывать материалы самим, то есть найти их у себя дома. Отклик был настолько масштабен, что запланированную единожды акцию организаторы повторили с тех пор 14 раз. А проект превратился в целое движение против культуры консьюмеризма.
В процессе мастер-класса. Фото gemstoneshelper.com
Полученные старые изделия стали основой для проведения множества мастер-классов, где Ганч и Мэйсон благодаря разнообразию полученного от населения материала обучают традиционным и альтернативным ювелирным техникам, а также обращают внимание на этическую сторону вопроса добычи сырья. При этом команда проекта разработала специальный набор инструментов и инструкций для того, чтобы университеты и прочие организации типа гильдий ювелиров могли проводить мастер-классы со своими студентами и студентками, даже не обращаясь напрямую к ним. Университету стоит лишь войти в ассоциацию по этичной работе с металлами «Ethical Metalsmiths» (соорганизаторами которой являются учредители проекта) и недорого купить весь инструментарий для самостоятельного проведения воркшопов. Полученные от продажи наборов деньги идут на поддержку «Radical Jewelry Makeover».
Пример украшений, получающихся в итоге мастер-класса. Фото Куртиса Арима (Curtis Arima)
В данном проекте главное – не какие, а как эти изделия получаются. Ганч постоянно выступает на семинарах и конференциях и ведёт большую просветительскую работу в своей области, создавая целое комьюнити. На вопрос, каким в будущем команда видит свой проект, отвечает, что хотелось бы, чтобы им стало попросту не с чем работать и проект закрылся.