30 июля 2015 года Яндекс анонсировал глобальные изменения правил аукциона «Яндекс.Директ». 1 сентября 2015 года новая модель расчета ставки вступила в силу.
Что поменялось?
Предыдущая модель GSP аукциона (или аукциона второй цены) предполагала концепцию торгов за более высокую позицию с оплатой клика по цене конкурента +10 копеек (минимальный шаг торгов). То есть борьба шла за конкретные позиции.
Новый же VCG-аукцион (Викри-Кларка-Гровса) предполагает дополнительную оплату только за дополнительный трафик, полученный в результате размещения на более высокой позиции. Формула расчета ставок, помимо привычных переменных таких как ставка конкурента (bid) и CTR, учитывает также и объём трафика (X):
В данной модели торгов по более высокой цене оплачивается не сама позиция (как было ранее), а только дополнительный трафик полученный от размещения на более высокой позиции:
Проще говоря, при ставке на 4ю позицию спецразмещения 2 рубля с которого получали базовый трафик равный 10 кликам и ставке за 3ю позицию 3 рубля, которая даст нам дополнительный прирост трафика в 10% (+1 клик), мы, разместившись на 3й позиции оплатим свои базовые 10 кликов по цене 2 рубля 4го СР и только 1 дополнительный клик по цене 3го СР 3 рубля. По старой модели GSP аукциона затраты за тот же трафик составили бы 33 рубля, в VCG аукционе мы заплатим только 23 рубля.
В апреле 2018 года Яндекс объявил о дальнейшем апгрейде системы торгов. Анонсированные «трафареты» предполагают появление множества новых позиций размещения. Имеющийся интерфейс назначения ставок в своём классическом виде назначения ставок по позициям рисковал разрастись до гигантских простыней, учитывая ставки под каждый трафарет. Однако изменилась сама концепция аукциона, а вместе с ней и интерфейс. Новая модель торгов предполагает конкуренцию не за места размещения, а за объёмы трафика. По замыслу Яндекса каждый рекламодатель назначает ту цену клика, которая обеспечит приток нужного для его бизнес-целей объёма трафика.
Интерфейс теперь включает в себя процент получаемого трафика, а также прогноз трафика по выставленной ставке.
Сам принцип VCG аукциона, модель торгов за объём трафика, а не позиции, снижает риск «перегрева» аукциона и позволяет существенно удешевить CPC.