(Евр. 11:23)
Вторым величайшим человеком веры в Ветхом Завете после Авраама выступает Моисей. История Моисея «рассказана в неотразимой манере греческой драмы». Пример веры, вначале упоминаемый в повествовании о жизни Моисея, относится к его родителям, Амраму и Иохаведе (которые названы в Исх. 6:20). Их вера была поистине мужественной и позволила им пойти против указа фараона.
«Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского указа».
ВЕРА ВИДИТ
Ветхий Завет сосредоточен на том, что сделала верой мать Моисея (Исх. 2:1–10), но и его отец, несомненно, тоже был человеком веры. Они вместе скрыли своего ребёнка, о чём как раз и говорится в Евр. 11:23.
Возможно, Бог открыл Амраму и Иохаведе, что их ребёнок особенный, ибо ему определена божественная цель в жизни. Как евреи, они должны были иметь некоторую идею о том, что их народу будет послан избавитель. А как родители, они знали, что не было на то Божьей воли, чтобы позволить убить их ребёнка, и они решили сохранить ему жизнь. Наш текст, возможно, в первую очередь ссылается на то, что Моисей «был прекрасен пред Богом» (Деян. 7:20).
ВЕРА СМЕЕТ
Если бы родители Моисея побоялись царского указа, они, возможно, передали бы его в руки египтян. Однако они не поступили, как язычники, которые могли оставить ребёнка под палящим солнцем умирать. Вместо этого они положили его в корзинку, которая могла держаться на воде. Это был акт веры в Бога и Его провидение. Они поступили так потому, что «дитя [было] прекрасно» (см. Исх. 2:2), а они «не устрашились царского указа». Отсутствие у них страха указывает на то, что они больше почитали Бога и доверяли Ему, чем боялись фараона.
Иудейская легенда невероятно превозносила красоту и мудрость Моисея. Филон Александрийский писал: «Сразу после рождения [он] продемонстрировал необычайную красоту и телосложение» (Филон Александрийский, Жизнь Моисея, 1 3.9). Эта его «красота» могла просто говорить о том, что он был необычным ребёнком. Что-то в нём указывало на то, что его ждало величие, а всё, что сверх этого, — просто домыслы. Моисей изображался как знаток во всех областях знаний (Филон Александрийский, Жизнь Моисея, 1 3.23–24; Иосиф Флавий, Иудейские древности 2.9.6). Иосиф Флавий рассказывает о военной операции против эфиопов, которую он возглавил в качестве главнокомандующего египетской армией (Иосиф Флавий, Иудейские древности 2.10). Евполемий, эллинистический иудейский писатель, даже назвал его изобретателем алфавита. [Сочинения Евполемия (ок. 150 г. до н.э.) уцелело только во фрагментах. Это высказывание сохранилось в сочинении Евсевия Кесарийского Приготовление к евангелию 9.26.1]
ВЕРА НАДЕЕТСЯ
Приходили ли в голову Амраму и Иохаведе такие мысли: «А что если течение снесёт нашего сына в море? Что если ветер поднимет волны, и они затопят судёнышко?» Так как они действовали верой, то эти вопросы, кажется, не волновали их. В то время Израиль, видимо, ожидал спасителя так же страстно, как их потомки тогда, когда пришёл Иисус. Бог услышал их вопли и молитвы и ответил на них (Исх. 3:9).
В этом кратком упоминании родителей Моисея мы видим элементы твёрдой, непоколебимой веры в Бога. Это была вера, которая видела предлагаемые Богом возможности, вера, которая осмеливалась действовать вопреки указу царя, вера, которая уповала на Божье провидение.
СЛЁЗЫ МЛАДЕНЦА МОИСЕЯ
Посмотрев на младенца, спящего на её руках, Иохаведа, наверное, сказала про себя: «Какой красивый мальчик! У Бога наверняка есть чудесные планы для его жизни. Я сделаю всё возможное, чтобы он не умер, как велит указ фараона». Три месяца она прятала ребёнка, но по мере его роста ей становилось всё труднее скрывать его от египетских чиновников, которые могли проверять дома израильтян на предмет наличия младенцев мужского пола, которых ещё не бросили в Нил согласно указу царя.
Наконец, в отчаянной попытке сохранить ему жизнь она решила положить его в маленькую лодку — корзину, которую они с мужем сделали водонепроницаемой, обмазав асфальтом и смолой. Они пустят её по воде в тростнике у берега Нила. Они верили, что у Бога есть план для их мальчика и что кто-нибудь обязательно найдёт его, сжалится над ним и приютит в своём доме. Их акт веры был записан Святым Духом в «зале верных» в Евр. 11. Автор пишет: «Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского указа» (ст. 23). Эти родители выразили свою веру в Бога, постаравшись дать своему малышу жизнь, запланированную для него Богом. Мы должны делать то же самое для наших детей.
По великому провидению Божьему дочь фараона пошла купаться на реку и увидела лодочку. Она послала служанку достать её. Открыв корзинку, она увидела плачущего трёхмесячного ребёнка. В одной из самых замечательных историй эмансипации всех времён слёзы маленького мальчика сыграли важную роль. Слёзы тронули дочь фараона, и её сердце исполнилось сострадания к младенцу.
Иохаведа хорошо продумала свой план. Она отправила свою дочь Мариамь оставаться неподалёку, чтобы проследить, что произойдёт с малышом. Когда дочь фараона склонилась над плачущим ребёнком, Мариамь, не догадываясь, что участвует в золотом моменте истории, подбежала к ней и спросила: «Не сходить ли мне и не позвать ли к тебе кормилицу из евреек, чтоб она вскормила тебе младенца?» (Исх. 2:7) Кто мог высушить слёзы прекрасного младенца? Дочь фараона не могла. И она сказала: «Сходи». Мариамь привела мать Моисея, которая вскормила мальчика за счёт дома фараона!
В следующий раз, когда вас расстроит плач маленького ребёнка, остановитесь и подумайте о слезах младенца Моисея. Какими значимыми они оказались! Без этих слёз большая часть мировой истории была бы совершенно иной. Задумайтесь о важности слёз каждого ребёнка.
Во-первых, эти слёзы говорят о жизни. Фараон повелел: «Всякого новорождённого у евреев сына бросайте в реку…» (Исх. 1:22). Родители Моисея придумали, как обойти указ. Шедший из корзины плач показал, что в ней находится маленькая жизнь.
Когда вы смотрите на слёзы вашего ребёнка, вы смотрите на маленькую жизнь, которая всеми силами старается сохраниться и вырасти. Слёзы — это дар Божий, и ни одна научная лаборатория не может воспроизвести их. Они — продукт не только тела, но и сердца. Кто не плачет, тот утратил свою человеческую сущность.
Во-вторых, слёзы отражают Божьи дела. Оглянувшись на тысячи лет назад, на спасение Моисея, мы можем увидеть Божье провидение. Кто-то сказал: «Божье провидение легче увидеть через зеркало заднего вида, чем через ветровое стекло». Да, трудно увидеть, что Бог делает в наших обстоятельствах в текущий момент, но знайте: Он работает. Вы можете знать это, потому что Он сказал, что будет действовать. (См. Рим. 8:28).
Спасением младенца Моисея Бог соединял воедино все части плана спасения израильского народа, длительное время томившегося в рабстве. Когда Моисея подняли из воды, никто не знал, что делает Бог. Дочь фараона и не догадывалась, что этот малыш вырастет и станет великим избавителем. Никто не знал, что Бог восставлял Своего раба, который напишет книги Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие, чтобы мир читал их на протяжении веков.
Слёзы младенца могут напомнить нам, что Бог каким-то образом работает через Своё удивительное, непостижимое провидение. Он работает в этой маленькой жизни, в окружающих людях и обстоятельствах, предоставляя возможности для великой духовной жизни, благочестивого служения и вечной жизни.
В-третьих, слёзы говорят о надежде. Говорят, что «в слезинках младенца Моисея была надежда израильского народа». Иногда Бог действует через нечто слабое, немощное, крошечное. Если бы мы с вами пошли вызволять Израиль из рабства, мы бы приготовили самолёты, танки и всевозможное оружие. Мы бы собрали самую огромную армию. С жаром и бравадой мы бы отправились воевать. Вот вам разница между Богом и нами.
Как пошёл Бог? Он пошёл, вооружившись для начала только слезами ребёнка. В другом контексте Павел сказал: «Немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Кор. 1:27). Вот так Бог вывел израильтян из Египта и сделал их народом. Конечно, Он сделал это через человека и движение, но начал Он со слёз младенца.
Подумайте о силе слёз ребёнка. Его плач требует внимания, и неважно, что в этот момент делают его родители. Мир стоит по стойке смирно, когда капают слёзы малыша. Эти слёзы могут тронуть ваше сердце, как ничто другое на земле, и заставят оказать ребёнку необходимую заботу. Слёзы маленького Моисея на какое-то время остановили колёса могущественной египетской державы, пока дочь фараона не передала Божьего избавителя в самые надёжные руки.
Каждая слезинка драгоценна, а слёзы малыша — в особенности. Они говорят о жизни, Божьих делах и надежде. Отирая их с глаз вашего ребёнка, поблагодарите за них. Бог не только видит эти слёзы, но и работает через них, осуществляя Свои замыслы.