Как морально подготовить себя к докладу? Какие есть простые и сложные приемы работы с аудиторией?
Своим опытом и рекомендациями для успешного выступления поделился Сергей Щербинин, директор по развитию ИТ УБРиР (на момент интервью – руководитель управления стратегического развития ИТ «Райффайзен Банка»).
Как готовиться к выступлению
· Прежде чем формулировать идею и историю, которую вы идете рассказывать, важно понимать степень подготовки и интереса к вашей теме будущих слушателей, потому что в идеале ваш доклад должен побудить их на какое-то действие.
· Репетировать выступление точно стоит. Те, кто говорят, что не репетируют, врут. Я уделяю много времени репетиции. Хожу по кабинету, рассказываю доклад сам себе. Идеально, если у меня есть кто-то, кого я могу ангажировать на час, например, коллеги. Или кто-то не в теме, что вообще очень здорово. Он может подсказать что-то с такого угла зрения, с которого вы даже не смотрели на свой доклад.
· Что касается моральной подготовки, то, я убежден, что боятся все. Мне кажется, люди, которые дают совет «будьте собой», мало что понимают в публичных выступлениях, потому что для человека противоестественно выступать на публике. Если ввести в гугл, особенно американский, запрос «страх публичных выступлений», то там будет 108 млн результатов. Это говорит о том, что люди по всему миру боятся публично выступать.
· Есть техники для подготовки к выступлению, в первую очередь, дыхательные. Нужно правильно себя настроить, поработать над самоуверенностью и внушить себе, что вы самый «экспертный эксперт» в том, о чем вы будете рассказывать, потому что так и есть. В теме вы, может быть, не самый лучший специалист в мире, но в вашей истории — точно самый.
· Самый важный совет — нужно больше практиковаться. Процесс накопления опыта публичных выступлений можно сравнить с вождением автомобиля. В первый год практики каждый точно скажет, где сцепление, газ и тормоз, а водитель, который ездит 10 лет, не вспоминает об этом, а просто водит «на автомате».
Как держать внимание аудитории
· Есть простые и сложные приемы работы с аудиторией. Простые не занимают много времени — это просьбы типа «поднимите руку, если…». Люди поднимают руку, и их внимание концентрируется на вас. Вопросы в аудиторию — более сложный прием, на который нужно много времени.
· Люди будут мысленно с вами, если им будет интересно то, что вы рассказываете. Для того, чтобы развиваться, есть тренинги по взаимодействию с залом. Я рекомендую каждые три минуты делать что-то с аудиторией: задавать вопрос, обращаться к ней с проблемой. Но всё это вторично, если у вас не получилось заинтересовать слушателей идеей.
· Выступление должно обязательно включать в себя три составляющие: увлекательную, яркую, запоминающуюся историю, о которой я сказал выше; работу с аудиторией, чтобы люди не хотели заснуть или «уйти» в телефон; наглядную и понятную презентацию в Power Point.
· В свою презентацию я включаю картинки и схемы. Схемы я использую максимально простые, потому что чем сложнее контент вы даете, тем меньше вероятность, что слушатели его «съедят». Визуализация важна, потому что часть людей в аудитории запомнит термины и текст, а остальные — образы и картинки. Поэтому яркие и запоминающиеся иллюстрации гарантируют, что хотя бы треть аудитории что-то запомнит.
Совет тем, кто выступает впервые
Как бы страшно ни было, старайтесь получать от выступления максимальное удовольствие.
А послушать выступления топ-менеджеров ведущих компаний и перенять их опыт вы можете на онлайн-встречах CFO Russia. Темы ближайших мероприятий – «Внутренний контроль и внутренний аудит как инструменты повышения эффективности бизнеса», «Retail CFO 2020: борьба за выживание и перспективы развития», «Оптимизация бизнес-процессов в банках».
Перейдя по ссылкам, вы сможете увидеть перечень вопросов, которые обсудят на каждой из встреч, и спикеров. Регулярно добавляются новые мероприятия: следите за нашими обновлениями и принимайте участие!