15 июля 2020 в Камерном музыкальном театре «Санктъ-Петербургъ Опера» состоялась пресс-конференция, посвященная презентации отреставрированной Музыкальной гостиной театра – уникальной Красной гостиной особняка барона фон Дервиза и открытию предстоящего 34-го театрального сезона.
Худрук театра Юрий Александров представил отреставрированные интерьеры и рассказал о творческих планах.
В особняке фон Дервиза с 2000 года идет поэтапная реставрация. За эти годы была проделана поистине гигантская работа по восстановлению исторического облика красивейших интерьеров особняка, которые безусловно весьма органичны для Камерного театра. Отреставрировано большинство парадных залов анфилады второго этажа: Белый театральный зал, сцена, Зимний сад (Грот), Мавританская гостиная с золоченым орнаментом, Кленовая гостиная, выполненная в стиле Людовика XVI, фойе и артистические уборные. Воссоздан занавес с фамильным гербом барона фон Дервиза.
На сегодняшний день, благодаря титаническим усилиям руководства театра, к петербуржцам возвращается в первозданном виде один из красивейших дворцов города, жемчужина европейского модерна.
На пресс-конференции журналистам впервые представили новую Музыкальную гостиную (Красную), выполненную в стиле итальянского ренессанса. Работы по восстановлению этой части парадной анфилады начались много лет назад. В начале 2000-х годов была отреставрирована первая половина Красной гостиной. Но предстояла сложнейшая задача – полностью вернуть исторический облик помещения, вторая часть которого особенно пострадала в годы Великой Отечественной войны.
Был выполнен и согласован проект реставрации, предполагающий объединение и возвращение всего объема Красной гостиной. После завершения реставрации Красной гостиной предстояло вновь обрести свое исходное планировочное решение и исторический облик XIX века. Необычность планировки заключалась в том, что во второй части гостиной потолок представляет собой световой фонарь с набором элементов из стекла, а сама линия стен обеих частей гостиной не идеально прямая, а имеет смещение под углом.
В 2019 году завершены работы по установке и запуску уникальной системы отопления и вентиляции, которые теперь позволят соблюдать оптимальную температуру и качество воздуха не только в новой Музыкальной гостиной, но и во всех исторических фойе театра, где раньше в зимний период не удавалось прогревать помещения до необходимого температурного режима.
Новейшее оборудование с автоматической настройкой и дистанционным управлением особенно важны будут сейчас, при открытии 34 сезона для обеспечения безопасности и комфортных условий для зрителей. При поддержке Комитета по культуре Петербурга для проведения концертов в Музыкальной гостиной был приобретен новый рояль фирмы «Стейнвей». Воссозданный облик Музыкальной гостиной завораживает – он не способен никого оставить равнодушным.
33-й театральный сезон, несмотря на сложную эпидемиологическую ситуацию, был для «Санктъ-Петербургъ Оперы» необычайно плодотворным. В начале декабря состоялась премьера оперы Александра Даргомыжского «Эсмеральда» – первое обращение к этому раритету в постсоветское время. На сегодняшний день, после многих десятилетий забвения, эта опера идет только на сцене камерного петербургского театра.
Плодотворной была и гастрольная деятельность. «Санктъ-Петербургъ Опера» регулярно представляет петербургскую и российскую культуру за рубежом на различных форумах и фестивалях. К «Году театра в России» и 100-летию Русского драматического театра им. Самеда Вургуна были приурочены гастроли театра в Баку (Азербайджан), а в рамках обменных гастролей театр выступил в Нур-Султане (Казахстан).
Также труппа театра участвовала в таких международных проектах как «Дни оперы в Риге» (Латвия), «Дни оперы в Таллине» (Эстония), «Дни оперы в Салониках» (Греция). Также в 2019 году театр в четвертый раз принял участие в уникальных по культурно-социальной значимости проектах: в IV Всероссийском фестивале «Видеть музыку» в Москве и в IV Международном фестивале камерной оперы в Петербурге.
В апреле этого года в связи со сложной эпидемиологической ситуацией театр «Санктъ-Петербургъ Опера» перешел в онлайн-формат. В официальных сообществах в социальных сетях и на сайтах партнеров театр представил для зрителей записи своих лучших спектаклей. Онлайн-показы прошли на официальном YouTube-канале театра, на официальном сайте РГИСИ, издании «Фонтанка» (в рамках проекта #без антракта) и московского «Театрала».
Также театр стал участником различных проектах, таких как Всероссийский онлайн-марафон «#75 слов Победы» и «Вместе увидеть музыку» (продолжение проекта «Музыкального Клондайка» и Ассоциации музыкальных театров России). В интернет-сообществах театра весной стартовали собственные образовательные онлайн-проекты «Опера и оперетта. Как рождается спектакль» и «Волшебной арфы звук хрустальный».
Впереди 34-й театральный сезон, и труппа театра полна творческих планов, вдохновения и энергии. Он откроется в сентябре «Евгением Онегиным». В скором будущем петербургская публика сможет увидеть запланированные премьеры. Сенсацией должно стать первое обращение к «Электре» Рихарда Штрауса – в новейшее время Камерный театр Петербурга станет лишь вторым (после Мариинки) в России, кто отважится взяться за этот весьма заковыристый и обязывающий опус – жемчужину экспрессионизма.
Также театр готовит премьеру «Черевичек» Чайковского, которая станет совместным проектом с Оперным театром итальянского города Кальяри, и состоится не на собственной сцене, а в Концертно-спортивном комплексе «Тинькофф Арена». Особый проект «Санктъ-Петербургъ Оперы» – театрализованное представление «Русской тетради» Валерия Гаврилина, для которой специально создана оркестровка по заказу театра. Многочисленные гастрольные маршруты театра планируются не только Москву, но и в Черногорию, Казахстан, Эстонию, Финляндию, Венгрию, Сербию и другие страны.
Сюрпризом пресс-конференции стала презентация новой арфы. Лауреат международных конкурсов, ведущий концертмейстер группы арф Елизавета Александрова представила уникальный инструмент, принадлежавший известной советской исполнительнице Вере Дуловой. Это одна из первых арф, изготовленных в СССР.
В 1938 году два советских мастера Каплюк и Майков создали восемь арф, которые обязаны были превзойти все существовавшие на тот момент западные образцы. В 1948 году при открытии фабрики по производству им. Луначарского в Ленинграде они были технически доработаны и представлены как первая серия советских инструментов. Технология их изготовления была совершенно оригинальна и не повторялась впоследствии из-за своей трудоемкости.
На сегодняшний день семь из восьми арф считались утерянными (одна находится в Израиле). Арфа, которая теперь стала собственностью театра, была случайно обнаружена в Москве, когда родственники одной из первых учениц Дуловой вступили в права наследства.
Инструменту понадобилась тотальная реставрация, которая заняла у фирмы «Resonans Harps» почти целый год.
Не меньшим сюрпризом оказалась и небольшая концертная программа, которой была украшена пресс-конференция. Были исполнены два эпизода из будущих премьерных работ театра – фрагмент сцены Электры в исполнении сопрано Татьяны Кальченко (партия фортепиано – Мария Чернышева), подтвердивший наличие в труппе мощного драматического голоса на эту затратную партию, а также «Дело было» из цикла Гаврилина, который спела меццо Наталья Воробьева (партия фортепиано – Мария Кустанович).
Кроме того «дали слово» чарующим переливам арфы: Елизавета Александрова сольно исполнила фантазию «Zitti, zitti» на темы оперы «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини, а также под ее аккомпанемент сопрано Александра Ляпич спела «Звездную ночь» Клода Дебюсси.
21 июля 2020 г., "Новости классической музыки"