Найти тему
НУАР-NOIR

Тайное влечение южной готики

Что это и какой сюжет центральный?

Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!

Не так давно одна читательница нашего канала повергла нас в состояние, близкое к ритуальному ужасу, когда заявила, что ни «Сердца ангела» (1987), ни первый сезон «Настоящего детектива» (2014) не являются нуарами. Мол, это только лишь «южная готика»… и так далее в том же самом духе.

На первый взгляд типичный нуар. Кадр из фильма "Люди-кошки" (1942)
На первый взгляд типичный нуар. Кадр из фильма "Люди-кошки" (1942)

Начнем с того, что если мы говорим про «южную готику» в литературе, то достаточно вспомнить, что Уильям Фолкнер был одним из источников нуара как кинематографического явления. Если же мы подразумеваем только кинематограф, то здесь всё ещё проще. В кино «южная готика» развивалась именно как порождение нуара и была именно его частью, лишь затем приобретя некоторую «жанровую самостоятельность»

Опять же визуально нуарное решение. Кадр из фильма "Человек-леопард" (1943)
Опять же визуально нуарное решение. Кадр из фильма "Человек-леопард" (1943)

Формально «южную готику» в кино можно выводить из творческого наследия режиссера Жака Тюрнье (очень часто на американский манер его именуют Турнером), который являлся одним из классиков и создателей нуара как такового (вспоминаем культовую киноленту 1947 года «Из прошлого»). Однако нас в первую очередь интересуют две его ранние ленты, а именно «Люди-кошки» (1942) и «Человек-леопард» (1943).

Кадр из фильма "Сердце ангела" (1987), который внезапно оказался в центре большого кино-скандала
Кадр из фильма "Сердце ангела" (1987), который внезапно оказался в центре большого кино-скандала

Именно в них Тюрнье разработал основу того, что можно было бы именовать с одной стороны мистическим нуаром, с другой стороны - «южной готикой», хотя ни один из его фильмов не имел ни малейшего отношения к европейским готическим романам.

Напротив, были показаны традиции, уходящие корнями в большей степени в Африку. Именно по этой причине в «южной готике» очень важную роль играет самый загадочный город Америки, а именно Новый Орлеан (штат Луизиана)

Кадр из фильма "Женщина-кошка" (2004)
Кадр из фильма "Женщина-кошка" (2004)

Хотя бы поэтому общим символом «южной готики» стал «черный карнавал» («Черная Масленица», если угодно) Noir Mardi Gras. Однако дело не ограничивается сугубо лингвистическим сходством. Дело в том, что литературной основой для фильмов Тюрнье были повести и рассказы Корнелла Вулдрича, одного из тех криминальных писателей, которых относят к числу непосредственных вдохновителей нуара (наряду с Дэшшилом Хэмметом и Раймондом Чандлером)

Кадр из фильма "Люди-кошки" (1982)
Кадр из фильма "Люди-кошки" (1982)

Сюжет с людьми, превращающимися в кошек, можно полагать центральным (хотя и не единственным) в аутентичной кинематографической «южной готике». Именно фильм 1942 года содействует развитию такого персонажа комиксов как «женщина-кошка», которая нынче является органичной частью нуара (достаточно вспомнить сериал «Готем»)

Освещение лица Настасьи Кински, характерное именно для нуара. Кадр из фильма "Люди-кошки" (1982)
Освещение лица Настасьи Кински, характерное именно для нуара. Кадр из фильма "Люди-кошки" (1982)

Однако куда более интересным кажется вольное осмысление этой темы в фильме Пола Шредера, который хотя и обладал иным сюжетом, но назывался также - «Люди-кошки» (1982). В нём главные роли были отведены блистательному дуэту: Настасьи Кински и Малкольму Макдауэллу.

Малкольм Макдауэлл даже в качестве брата не предвещает ничего хорошего. Кадр из фильма "Люди-кошки" (1982)
Малкольм Макдауэлл даже в качестве брата не предвещает ничего хорошего. Кадр из фильма "Люди-кошки" (1982)

Если опустить сугубо мистическую сторону вопроса, то фильму от нуара достались два элемента. Во-первых, серийные убийства. Во-вторых, противоестественное стремление брата к сестре (отсылка к фильму классика нуара Отто Премингера «Банни Лейк исчезает»)

Кадр из фильма "Ключ ото всех дверей" (2005)
Кадр из фильма "Ключ ото всех дверей" (2005)

Дальнейшее развитие «южной готики» идет в двух направлениях. С одной стороны, «углубление» традиций, мифов и городских легенд, связанных с Новым Орлеаном. В качестве некого апогея можно указать на мистический триллер «Ключ ото всех дверей» (2005)

Кадр из фильма "Интервью с вампиром" (1994)
Кадр из фильма "Интервью с вампиром" (1994)

С другой стороны, идет «заимствование» персонажей и сюжетов, характерных для «европейской готики». В итоге появляется целая плеяда «вампирических творений», вдохновленных фильмом «Интервью с вампиром» (1994). В качестве примера можно привести сериал «Перворожденные».

Кадр сериала "Секретные материалы", эпизод "Обитель духов", третий сезон
Кадр сериала "Секретные материалы", эпизод "Обитель духов", третий сезон

Что показательно в рамках культового сериала «Секретные материалы» «старые» и «новые» сюжеты принципиально разведены. Обращение в большую кошку (ягуара) является основной эпизода «Обитель духов» (третий сезон). В то время как «орлеанские» вампиры стали основой эпизода «Троица» (второй сезон). Опять же оба случая вплетены в узор типичного нуара.

Дружественный нам канал «Настольная книга старорежимной сплетницы»

Сайт, посвященный нуару