Что это и какой сюжет центральный?
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Не так давно одна читательница нашего канала повергла нас в состояние, близкое к ритуальному ужасу, когда заявила, что ни «Сердца ангела» (1987), ни первый сезон «Настоящего детектива» (2014) не являются нуарами. Мол, это только лишь «южная готика»… и так далее в том же самом духе.
Начнем с того, что если мы говорим про «южную готику» в литературе, то достаточно вспомнить, что Уильям Фолкнер был одним из источников нуара как кинематографического явления. Если же мы подразумеваем только кинематограф, то здесь всё ещё проще. В кино «южная готика» развивалась именно как порождение нуара и была именно его частью, лишь затем приобретя некоторую «жанровую самостоятельность»
Формально «южную готику» в кино можно выводить из творческого наследия режиссера Жака Тюрнье (очень часто на американский манер его именуют Турнером), который являлся одним из классиков и создателей нуара как такового (вспоминаем культовую киноленту 1947 года «Из прошлого»). Однако нас в первую очередь интересуют две его ранние ленты, а именно «Люди-кошки» (1942) и «Человек-леопард» (1943).
Именно в них Тюрнье разработал основу того, что можно было бы именовать с одной стороны мистическим нуаром, с другой стороны - «южной готикой», хотя ни один из его фильмов не имел ни малейшего отношения к европейским готическим романам.
Напротив, были показаны традиции, уходящие корнями в большей степени в Африку. Именно по этой причине в «южной готике» очень важную роль играет самый загадочный город Америки, а именно Новый Орлеан (штат Луизиана)
Хотя бы поэтому общим символом «южной готики» стал «черный карнавал» («Черная Масленица», если угодно) Noir Mardi Gras. Однако дело не ограничивается сугубо лингвистическим сходством. Дело в том, что литературной основой для фильмов Тюрнье были повести и рассказы Корнелла Вулдрича, одного из тех криминальных писателей, которых относят к числу непосредственных вдохновителей нуара (наряду с Дэшшилом Хэмметом и Раймондом Чандлером)
Сюжет с людьми, превращающимися в кошек, можно полагать центральным (хотя и не единственным) в аутентичной кинематографической «южной готике». Именно фильм 1942 года содействует развитию такого персонажа комиксов как «женщина-кошка», которая нынче является органичной частью нуара (достаточно вспомнить сериал «Готем»)
Однако куда более интересным кажется вольное осмысление этой темы в фильме Пола Шредера, который хотя и обладал иным сюжетом, но назывался также - «Люди-кошки» (1982). В нём главные роли были отведены блистательному дуэту: Настасьи Кински и Малкольму Макдауэллу.
Если опустить сугубо мистическую сторону вопроса, то фильму от нуара достались два элемента. Во-первых, серийные убийства. Во-вторых, противоестественное стремление брата к сестре (отсылка к фильму классика нуара Отто Премингера «Банни Лейк исчезает»)
Дальнейшее развитие «южной готики» идет в двух направлениях. С одной стороны, «углубление» традиций, мифов и городских легенд, связанных с Новым Орлеаном. В качестве некого апогея можно указать на мистический триллер «Ключ ото всех дверей» (2005)
С другой стороны, идет «заимствование» персонажей и сюжетов, характерных для «европейской готики». В итоге появляется целая плеяда «вампирических творений», вдохновленных фильмом «Интервью с вампиром» (1994). В качестве примера можно привести сериал «Перворожденные».
Что показательно в рамках культового сериала «Секретные материалы» «старые» и «новые» сюжеты принципиально разведены. Обращение в большую кошку (ягуара) является основной эпизода «Обитель духов» (третий сезон). В то время как «орлеанские» вампиры стали основой эпизода «Троица» (второй сезон). Опять же оба случая вплетены в узор типичного нуара.
Дружественный нам канал «Настольная книга старорежимной сплетницы»