Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Непрошенная любовь" (СССР, 1965) и "Рано утром" (СССР, 1966)

Непрошенная любовь. СССР, 1965. Режиссер Владимир Монахов. Сценарист Арнольд Витоль (по рассказу Михаила Шолохова "Чужая кровь"). Актеры: Иван Лапиков, Юрий Назаров, Наталья Богоявленская и др. 17,7 миллионов зрителей за первый год демонстрации.

-2

Известный кинооператор («Судьба человека», «Оптимистическая трагедия») Владимир Монахов в качестве режиссера поставил четыре фильма, но в тысячу самых кассовых советских фильмов вошла только драма «Непрошенная любовь».

-3

В этом фильме довольно остро и неоднозначно для своего времени раскрывается тема «классовой борьбы» на Дону, что отмечается и многими сегодняшними зрителями.

-4

Рано утром. СССР, 1966. Режиссер Татьяна Лиознова. Сценарист Вера Панова. Актеры: Николай Мерзликин, Фаина Никитина, Ольга Бобкова, Олег Жаков, Нина Сазонова, Елена Максимова, Валерий Носик, Иван Рыжов и др. 17,2 миллионов зрителей за первый год демонстрации.

-5

Скромная оттепельная мелодрама «Рано утром» привлекла зрителей искренностью чувств в житейской истории о простых людях.

-6

Кинокритик Кира Парамонова (1916-2005) писала об этом фильме в журнале «Искусство кино», что «Сдержанность и скупость средств характерна для лучших эпизодов картины. Но это не сухость режиссерского почерка и не своеобразное кокетство. Это стиль, который постановщику кажется необходимым, чтобы раскрыть сущность данного жизненного материала, конкретного человеческого характера. «Документализм» стал авторской манерой, которая отнюдь не предполагает описательность, следование этакому потоку событий. Подлинность среды сочетается с логически развивающейся; фабулой, с точным отбором деталей и подробностей. … Я знаю, некоторые считают, что в фильме несколько сглажены трудности и конфликты, возникающие со всей неизбежностью перед героями: вроде бы авторы подводят их к той грани, за которой — жизнь во всей ее повседневной сложности, но не решаются показать эту сложность развернуто, реально, а подстилают своего рода «мягкие коврики», чтобы смягчить удары судьбы. Мне трудно полностью принять такую точку зрения. То нелегкое, сложное, что вошло в жизнь Алеши, когда он стал «главой семьи», показано в обычных, рядовых бытовых сценах и словно бы не выделяется в общем ходе событий. … Есть в фильме и некоторые … просчеты, в частности эпизоды-скороговорки, решенные шаблонно, примитивно. Таков эпизод в ресторане — кульминация сложной судьбы Надиной подруги. … сцена удивительно прямолинейна, лишена тонкости в изображении «двух миров» — честного и лживого, настоящего и фальшивого. … Подобные отступления авторов фильма от собственных принципов, конечно, досадны. И особенно потому, что картина в целом эмоциональна, доходчива, вызывает множество ассоциаций. Фильм заставляет увидеть и понять важные качества современной молодежи. Создатели его показали, что жизнь их героев не только трудна, но — и это главное — прекрасна. В простых буднях советского человека раскрывается его душевная красота, его способность творить счастье» (Парамонова, 1966: 18-20). Парамонова К. Поэзия будней // Искусство кино. 1966. № 8. С. 18-20.

-7

А каковы Ваши мнения об этих фильмах, уважаемые зрители?

Александр Федоров, 2020